Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

НЕНАВИСТНИК СТАРОГО МИРА. К 135-летию А.А. Блока

Одному из величайших русских поэтов Александру Блоку 28 ноября исполняется 135 лет. «Чистой поэзией» его наследие не исчерпывается. Блок — это ещё и оригинальный мыслитель, сумевший предвидеть Великую Октябрьскую революцию. Многие из его идей вполне современны. Среди них — губительность раскола между «элитой» и народом.

Избавление от культуры

Человеку, любящему русскую культуру, тяжело жить в современной России. Этому парадоксу больше двадцати лет. Начиная с перестройки русская культура как дореволюционного, так и советского периода не просто целенаправленно и методично подвергается забвению — её, того хуже, опошляют. Лучше всего это видно на примере литературы.

В средней школе классическая литература год от года становится объектом изощрённой вивисекции. От неё по кусочку отрезают то автора, то произведение… Нынешние школьники уже не изучают пушкинское «К Чаадаеву» («души прекрасные порывы» сегодня, видимо, неактуальны), изгнаны из школьной программы Чернышевский и Николай Островский, меньше времени уделяется Гоголю, Лермонтову, Горькому, Шолохову. В фаворе — Солженицын и Шаламов, способные привить подростку не только ненависть к литературе, но и презрение к родной стране.

Но даже это, активно урезаемое знакомство человека с родной литературой является, по сути, первым и последним с ней соприкосновением. После школы между гражданином и многовековой, богатейшей культурой воздвигается глухая стена. Основной источник знаний обывателя об окружающем мире — средства массовой информации — поведают вам о чём угодно: о новостях шоу-бизнеса, убийствах, правилах приготовления спагетти и двадцати способах справиться с повышенным потоотделением, но только не о великой русской литературе. Последняя присутствует почти исключительно в виде скабрезных анекдотов и пикантных сплетен, на основе которых снимают «документальные» фильмы и целые сериалы. Подобному унижению успели подвергнуться Достоевский, Есенин, Маяковский и многие другие великие писатели. Их сложные судьбы препарируются до уровня лёгоньких водевилей, где главное — любовные интриги, а вовсе не бессмертное творчество и великие прозрения.

Collapse )

Есенин... 120...



...Дело, друзья, не в этом.
Мой рассказ вскрывает секрет.
Можно сказать перед всем светом,
Что в Америке золота нет.
Там есть соль,
Там есть нефть и уголь,
И железной много руды.
Кладоискателей вьюга
Замела золотые следы.
Калифорния — это мечта
Всех пропойц и неумных бродяг.
Тот, кто глуп или мыслить устал,
Прозябает в ее краях.
Эти люди — гнилая рыба.
Вся Америка — жадная пасть,
Но Россия... вот это глыба...
Лишь бы только Советская власть!...
Collapse )
Москва

Алеша Карамазов - революционер. О неизвестном Достоевском

Одним из главных мифов о Достоевском является его реакционность, безусловная враждебность революции и преданность царю и церкви.

О том, что это не так, я писал еще в 2010 году в статье "Пророк Великого Октября. Достоевский и современность". http://sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=587089

После этой статьи мне пришлось выслушать много интересного, в том числе от товарищей ))

Но вот - более чем веское доказательство моих идей. Воспоминания А.С. Суворина о разговоре с Достоевским. Дело происходило в 1880 г. Вокруг - взрывы народовольцев, ситуация критическая. Что же Достоевский? Осуждает террор?

Осуждает, но и не бросается в объятия царизма. И, более того, собирается написать продолжение "Братьев Карамазовых", в котором Алеша (самый чистый, самый честный персонаж книги!) станет... революционером и будет казнен за политическое преступление!!!

В день покушения Млодецкого {1} на Лорис-Меликова я сидел у Ф. М. Достоевского.

Он занимал бедную квартирку. Я застал его за круглым столиком его гостиной набивающим папиросы. Лицо его походило на лицо человека, только что вышедшего из бани, с полка, где он парился. Оно как будто носило на себе печать пота. Я, вероятно, не мог скрыть своего удивления, потому что он, взглянув на меня и поздоровавшись, сказал:

- А у меня только что прошел припадок. Я рад, очень рад.

И он продолжал набивать папиросы.

О покушении ни он, ни я еще не знали. Но разговор скоро перешел на политические преступления вообще и на взрыв в Зимнем дворце {2} в особенности. Обсуждая это событие, Достоевский остановился на странном отношении общества к преступлениям этим. Общество как будто сочувствовало им или, ближе к истине, не знало хорошенько, как к ним относиться.

Collapse )
Москва

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ. Честность и мужество Габриэля Гарсиа Маркеса

markesЕще при жизни классиков начинается борьба за их идейное наследие. Так случилось и с Габриэлем Гарсиа Маркесом, которого – иногда искренне, иногда лицемерно – пытаются представить своим и левые, и правые. Но много ли смысла в этой борьбе? За свою долгую жизнь Маркес ясно доказал, кем он является и какие принципы отстаивает. Смерть писателя – печальный, но удобный повод для разговора на эту тему.

Российская либеральная общественность отреагировала на смерть Маркеса довольно скупо. Не было ни пафосных панегириков, ни душещипательных стенаний по поводу ухода «совести нации» и непримиримого борца с тоталитаризмом. Ничего удивительного в этом нет. Маркес никогда не был либеральным писателем, писателем-рыночником, следующим тенденциям моды и поворачивающим свое перо под углом, диктуемым соображениями конъюнктурной выгоды. Даже в тяжелейшие 1990-е, когда, казалось, Запад мог праздновать полную и окончательную победу над социализмом, Маркес отказался пойти на поклон к новоявленным гегемонам и продолжал демонстративно, с вызовом посещать Кубу, дерзко говорить о своей многолетней дружбе с Фиделем Кастро и критиковать вмешательство Вашингтона в дела родной Латинской Америки. Такая смелость дорогого стоит!

Маркес до последних дней не изменил ни себе, ни читателям. Вряд ли найдется поклонник его творчества, которому было бы стыдно за какое-либо произведение или интервью писателя, хотя назвать Маркеса человеком, чьи взгляды сформировались когда-то в молодости раз и навсегда, конечно, нельзя. Однако писателя отличала честность и принципиальность. Он не боялся беседовать с читателем, делиться своими сомнениями, ставить вопросы, на которые сам пока не мог найти ответа. В этом состоит отличие Маркеса от многих коллег по цеху. Даже достигнув неофициального звания живого классика мировой литературы, Габо не отгородился стеной величия и самоуверенности, а продолжал вести диалог с читателем. Может быть, именно поэтому Маркес не разделил участи большинства других нобелевских лауреатов последних десятилетий: получив премию, они не стали любимыми писателями для миллионов людей. Маркес же сумел соединить официальное признание с признанием читателей. Причем читателей из самых разных уголков света.

Collapse )
Москва

Захар Прилепин о Леониде Леонове.

598bПрочитав книгу Захара Прилепина о Леониде Леонове, сразу захотелось поделиться впечатлениями. "По свежим следам", к сожалению, не получилось: не мог выкроить время. Кое-что подзабылось из того, что хотел сказать, но основными тезисами все же поделюсь.

Главная заслуга Прилепина, и этого у него не отнять, в том, что он вернул читателю Леонова, буквально "откопав" его из той груды, в которую свалили советскую литературу властители дум новой России. Леонов, меж тем, один из величайших русских писателей XX века, и спасибо Прилепину за его труд, воскресившему интерес к этому писателю.

Однако взявшись за эту благородную задачу, автор, как мне кажется, не рассчитал сил. Книга о большом писателе, прожившем долгую жизнь (шутка ли - 95 лет!), чья биография наполнена столькими событиями, требует тщательного и вдумчивого исследователя. Сам Прилепин как-то похвастал, что потратил на книгу 4 года. 4 года, чтобы изучить жизнь Леонова?.. Тем более что эти 4 года Прилепин занимался явно не одним Леоновым...

Как результат, книга получилась достаточно поверхностной. Нет, в ней есть глубокие места, добротные главы, но в целом она не создает впечатления Труда, Исследования. На фоне богатейшей школы литературной биографии, созданной в советское время, настоящих шедевров серии ЖЗЛ, книга Прилепина - это сочинение школьника-отличника по сравнению с хорошей диссертацией. Здесь почти нет собственно исследовательской составляющей, большинство глав (за исключением нескольких - например, об архангельском периоде) написаны на практически готовом материале - автобиографических статьях самого Леонова, прежних работах о нем и его творчестве.

Не красит автора и бросающаяся в глаза небрежность. В книге часто попадаются досадные фактические погрешности. Например, такие: "И нервов ему попортят в связи с этим тоже не меньше — разве что нервная система купеческого сына, не имевшего своего романа ни с морфием, ни с алкоголем, ни с никотином, оказалась покрепче". (Гл. 7). Насчет алкоголя и морфия с автором не поспоришь, но вот с никотином у Леонова "роман" был прочный - до последних дней жизни.

Collapse )
Москва

Книжные приобретения

Решив себя побаловать, сходил сегодня в книжный магазин. Называется "Раритет". Чем нравится - что в одном здании можно купить и современные издания, и букинистическую литературу.

В итоге купил две книги:

1. Мирослав Стингл. Индейцы без томагавков.
Классический, можно сказать, труд, рассказывающий об истории, культуре индейских народов.

eebd

2. Леонид Леонов. Вор.

Причем если первую книгу купил в букинистическом отделе, то вторую - в отделе. Продавщица в букинисте, услышав вопрос про Леонова, сделала удивленные глаза: "Это какой Леонов? Который "Русский лес"? Нам много приносят его, но мы не берем - нет спроса".

Кстати, сейчас читаю Прилепина о Леонове. Несомненная заслуга автора - в том, что он возродил фактически Леонова для современного читателя. Но вот с точки зрения фактических данных книга слабовата. Например, информация о детстве писателя основывается на двух практически материалах - романе "Барсуки" и очерке Леонова "Падение Зарядья".
Москва

Леонид Леонов

У меня довольно своеобразный подход к выбору книг и авторов для чтения.
Я не читаю то, что сейчас модно, что "читают все".
Книга и автор должны меня заинтересовать, а это процесс долгий и часто необъяснимый. Я могу годами ходить возле книжной полки, где стоит та или иная книга и не обращать на нее внимание. А потом под воздействием определенных обстоятельств (прочитанный отзыв, случайно прочитанный отрывок) или даже случайно (вот захотелось - и всё!) - захотеть ее прочитать.
Вот недавно ужасно захотелось прочитать Леонида Леонова. Где-то лет в 12-13 начинал читать его "Русский лес", но не осилил. А теперь вдруг захотелось. Даже купил репринтное издание "Барсуков" 1933 года. Думал со дня на день начать.
А тут прочитал про его последние творения - "Пирамиду", последнюю редакцию "Вора" - и как-то всё опустилось внутри. Антисоветизм полнейший.
Может, кто напишет про Леонова - стоит ли начинать?
Москва

Прогулки по Москве. Фото

Побывав недавно в Москве, я, естественно, сделал все возможное, чтобы улучить время для прогулок - пусть небольших и скорых. Москву я люблю и хочу поделиться фотографиями мест, где побывал. Все снимки мои.

1. Пречистенка

S6303359

Collapse )
Москва

Передача по моей книге

Случайно обнаружил, что про мою книгу сняли передачу. Есть, оказывается, на просторах интернета еженедельная программа "Антидот". В выпуске за 28 сентября рассказывается про мое творение - "Свобода. Величайший миф современности".
За исключением некоторых моментов (например, меня назвали "российским публицистом") - неплохо. Да и приятно, черт возьми ) Когда ни одно издание не берется за издание, распространение через интернет - тоже вариант.

Вот ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=zFQjOlm6Gp0

Кстати, может, кто подскажет, что это за передача и кто ее делает?
Москва

Пушкин и революционеры

551891_original
Как известно, сразу после Октября 1917 года советская власть стала активно способствовать изучению и изданию русских классиков. Причем, вопреки навязываемым мифам, ДО 1917 года того же Пушкина издавали и читали гораздо меньше, чем ПОСЛЕ.

Подробнее об этом здесь.

Однако до революции отношение к Пушкину среди революционеров было не столь однозначным. Об этом свидетельствует весьма любопытная брошюра, изданная саратовскими социал-демократами к 100-летнему юбилею Александра Сергеевича.



НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПУШКИНЕ
26-го мая 1899 г.
С[аратовская] С[оциал]-Д[емократическая] Г[руппа]


26-го мая этого года в обеих столицах и в большинстве провинциальных городов будут чествовать А. С. Пушкина по поводу столетия со дня его рождения.

Вся буржуазия готовится торжественно отпраздновать память «великого поэта земли русской», а правительство содействует ей и средствами, и личным участием.

Не жалеют ни времени, ни денег на праздник в то время, когда миллионы крестьян в буквальном смысле слова мрут от голода, когда цынга и тиф убивают голодный народ. Нам кажется неуместным кидать деньги на праздник в годину народного бедствия. Но может быть речи ораторов на этом празднике и печать заставят нас изменить свое мнение?.. И те и другие говорят, что Пушкин обладал замечательным поэтическим талантом, что он усовершенствовал русский язык, что он первый заговорил о русском народе и служил своей поэзией народу.

Мы не отрицаем, что Пушкин обладал большим поэтическим талантом, т. е. писал очень звучные, красивые стихи, не спорим и с тем, что он усовершенствовал русский язык; но, товарищи, важно не как человек говорит, а что он говорит. Чем красноречивее человек говорит о народе и его страданиях, тем он полезнее народу, тем большего уважения он достоин, но если человек свой талант не употребляет на народное благо, если он служит им эксплоататорам, то он враг народа и не уважения, а презрения достоин.

Collapse )

Характерно, однако, что уже перед следующим юбилеем (100-летие смерти поэта в 1937 году) большевики пошли на критику данной брошюры. В том числе и сам Майер признал ошибочность своих выводов.