Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Category:

Свой рабочий профсоюз

Казахстан остаётся лидером центральноазиатского региона по протестной активности трудящихся. Работники разных профессий отстаивают свои интересы, всё более осознавая важность солидарности.

Что объединяет нефтяников, водителей общественного транспорта и курьеров служб доставки в сегодняшнем Казахстане? Эксплуатация, только усилившаяся с началом пандемии, а ещё нежелание терпеть своё положение. За последнее время в республике произошло несколько забастовок, свидетельствующих о распространении протестной активности на новые отрасли. Если раньше о защите своих прав заявляли в основном работники горнорудной промышленности, то теперь недовольство проявляется в таких областях, как строительство и сфера услуг.

Тем не менее трудящиеся нефтяной отрасли сохраняют за собой негласное звание авангарда забастовочной активности. В мае акция протеста произошла на нефтегазовом месторождении Тенгиз в Атырауской области. Его разрабатывает консорциум «Тенгизшевройл» с контрольной долей американских компаний — «Шеврон» и «ЭкссонМобил». Забастовку объявили почти 550 сотрудников подрядной организации «Казстройсервис». Они обвинили работодателей в задержке зарплат и снижении их размеров, а также выразили возмущение условиями проживания в вахтовом общежитии и плохим качеством питания.

Забастовка продолжалась два дня. В ходе переговоров с руководством «Казстройсервиса» и «Тенгизшевройла», а также представителями госорганов рабочие получили заверения в том, что все претензии будут рассмотрены, а нарушения — исправлены.

На другом конце Казахстана — в Талдыкоргане — отказались выходить в рейсы работники двух автопарков. Более семидесяти водителей автобусов собрались на митинг. Они не получают зарплаты с начала года, работодатели не производят отчисления в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. По словам шофёров, ещё месяц назад они обратились с жалобой в городскую администрацию, но получили бездушную отписку — дескать, тяжело сейчас всем.

Начальство и чиновники зашевелились лишь после объявления забастовки. Владельцы автопарков выплатили водителям зарплату — правда, всего за один месяц, а городские власти пообещали провести проверку с привлечением прокуратуры и управления по инспекции труда.

А в Алма-Ате протестуют курьеры службы доставки Wolt. В начале мая их поставили перед фактом снижения зарплат на 30—50 процентов. Десятки человек собрались после этого у офиса компании. Начальство выступило с лукавыми объяснениями, списав всё на оптимизацию рабочего процесса. Мол, зарплаты, конечно, частично снизятся, но курьеры получат ряд выгодных преференций. А чтобы никто не был внакладе, работодатель пообещал встретиться с сотрудниками и учесть их замечания.

На деле в последующие дни были уволены сорок участников забастовки. Их обвинили в присвоении денег клиентов и в угрозах коллегам. Инспекция труда Алма-Аты отказалась вмешиваться, объяснив это тем, что у компании с сотрудниками заключены не трудовые соглашения, а договоры гражданско-правового характера. Соответственно, курьеры числятся не наёмными работниками, а партнёрами фирмы. Это лишает их почти всех прав, включая компенсации за досрочное увольнение.

Столь наглая позиция начальства подтолкнула курьеров к новой забастовке. После этого в компании пообещали отложить снижение оплаты труда до окончания переговоров. Схожая ситуация сложилась в другом сервисе доставки Chocofood. Перед угрозой забастовки руководство обещало отказаться от снижения расценок. Однако, зная цену посулам, работники всех служб доставки Казахстана создали свою ассоциацию и сформировали инициативную группу для регистрации профсоюза.

По такому же пути пошли работники строительной отрасли. В начале года столичные крановщики объявили забастовку, требуя повышения зарплаты и соблюдения работодателями правил безопасности. Например, людей заставляли работать при скорости ветра 25 метров в секунду, хотя трудовым договором установлен порог в 12 метров в секунду. Акции солидарности со строителями Нур-Султана провели их коллеги из Алма-Аты, Актобе и других городов. Но, как отмечают активисты, действующие профсоюзы отказались поддержать их требования. В результате строители организовали свой независимый профсоюз «Умит». Его регистрация завершилась 20 мая. «Мы решили создать профсоюз, который защищал бы права всех работников строительной отрасли. Мы работаем в рамках закона, а от работодателей будем требовать соблюдения трудового законодательства», — говорят учредители.

Это важный шаг вперёд. От стихийных выступлений трудящиеся республики переходят к организованной борьбе за свои права.
https://gazeta-pravda.ru/issue/53-31113-2526-maya-2021-goda/svoy-rabochiy-profsoyuz/
Tags: Казахстан, Протест, Статьи
Subscribe

  • По канонам Дикого Запада

    Ближний Восток находится во власти сил, использующих его в своих авантюрах. Открытое давление из-за рубежа испытывает Ливан, в Израиле новое…

  • Вашингтон пришёл надолго?

    Используя складывающуюся в Афганистане ситуацию, США «куют железо, пока горячо» и наращивают своё присутствие в Центральной Азии. За…

  • Горячая лава африканских разломов

    Для упрочения господства империализм не только стравливает страны, но и разжигает межэтническую рознь. События в Эфиопии и вокруг неё таят…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments