
СТОИЛО пандемии немного отступить, как казахстанские власти принялись уверять измученных кризисом жителей в том, что ничего страшного не произошло. В этом отношении характерно одно из заседаний правительства. Его участники, казалось, стремились перещеголять друг друга в приукрашивании социально-экономической ситуации. «В целом экономика Казахстана, несмотря на серьёзное влияние пандемии и глобального экономического кризиса, демонстрирует рост показателей как в реальном секторе, так и в сфере услуг», — к примеру, заявил премьер-министр страны Аскар Мамин.
Для подтверждения своих слов чиновники ссылались на показатели отраслей, меньше всего пострадавших от кризиса. Так, сельское хозяйство, по их словам, продемонстрировало 5-процентный рост, добыча полезных ископаемых увеличилась на 1,2 процента, а в обрабатывающей промышленности сохранена положительная динамика с ростом на 3,3 процента.
Такой подход следует курсу, обозначенному президентом Касым-Жомартом Токаевым. Он отметил, что Казахстану «удалось избежать критического спада экономической активности». «Здесь, надо сказать, правительство хорошо поработало, — добавил он. — Были предприняты шаги по стимулированию бизнеса, оказана помощь уязвимым группам населения. Всемирный банк на днях дал высокую оценку положительной динамике основных показателей социально-экономического развития страны».
Как водится, заостряя внимание на одних областях, власти умалчивают о других, где положение далеко не столь радужное. Между тем эти сферы оказывают решающее влияние на общую ситуацию. Так, за первые восемь месяцев года поступления от нефтяной отрасли в бюджет составили 1,6 трлн тенге (289 млрд руб.), сократившись на 46 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наполовину уменьшились финансовые показатели нефтесервисных компаний. В 2,3 раза упало производство сахара. Существенный спад отмечен в выпуске электронного и оптического оборудования. Например, производство телевизионных приёмников сократилось почти вдвое, а счётчиков для учёта электроэнергии — на треть. В целом по итогам первого полугодия экономика снизилась на 1,8 процента.
Трудно назвать оптимистичными и прогнозы зарубежных организаций. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) пересмотрел свои оценки, сделанные в мае. Тогда там предположили, что в текущем году экономика Казахстана упадёт на 3 процента, а в следующем — вырастет на 5,5 процента. Теперь в ЕБРР прогнозируют как минимум 4-процентное снижение в 2020-м и лишь 3-процентный рост в 2021 году. При этом ВВП на душу населения вернётся на докризисный уровень только к середине 2023 года. Схожие прогнозы даёт Азиатский банк развития. Текущий год, отмечают там, казахстанская экономика завершит падением на 3,2 процента, а в следующем вырастет только на 2,8 процента.
Но ярче всего глубину кризиса показывает стремительное снижение благосостояния граждан. По итогам второго квартала численность казахстанцев с доходами ниже прожиточного минимума увеличилась до 1,1 млн. Таким образом, их доля за год выросла с 4,3 до 5,7 процента. Это наивысший показатель с 2011 года.
Стремительнее всего бедность растёт в двух крупных городах — Алма-Ате и Чимкенте. В первой доля малоимущих увеличилась с 2,6 до 6,2 процента, во втором — с 3,1 до 6,4 процента. Выше же всего уровень бедности в Туркестанской области на юге страны. Там официально числятся малоимущими почти 13 процентов населения.
Росту бедности способствует снижение реальных доходов населения. По итогам сентября они сократились на 2,1 процента в годовом выражении. Лишь 16 процентов граждан признались, что у них есть хоть какие-то сбережения «на чёрный день».
А эти «чёрные дни» могут наступить при очередном ухудшении эпидемиологической обстановки. Число официально зарегистрированных безработных в республике с начала года уже выросло на 25 процентов. В случае же новой волны коронавируса министерство труда и социальной защиты населения ожидает появления 162 тыс. безработных. Ещё 2 млн человек могут уйти в оплачиваемые или неоплачиваемые отпуска. Но и тогда власти наверняка продолжат выпячивать скромные успехи и замалчивать серьёзные провалы. Добровольно поставить себе «неуд» на социально-экономическом «экзамене» они точно не решатся.
https://gazeta-pravda.ru/issue/123-31055-17-dekabrya-2020-goda/samyy-chestnyy-ekzamen-blagosostoyanie-naroda/