Пожалуй, единственная положительная черта выборов в США – это то, что они открывают всему миру глаза на суть американской демократии. Никакой «справедливой конкуренции» в них, разумеется, нет. За власть борются различные группы крупного капитала, представленные Демократической и Республиканской партиями. Все остальные партии с помощью многочисленных барьеров – административных, финансовых, информационных – не допускаются в «большую политику».
Таким образом, можно смело говорить о диктатуре капитала, диктатуре истеблишмента, лишь прикрываемой демократическими ширмами. Даже осторожные попытки подвергнуть эту диктатуру сомнению сурово пресекаются. Пример Берни Сандерса, который столкнулся с откровенными подтасовками на праймериз и подвергся шельмованию в ведущих СМИ, лишнее тому подтверждение.
Навязывая всему миру стандарты демократии, сами Соединённые Штаты демонстрируют подчас полное пренебрежение ее нормами. Здесь и архаичная система выборщиков, и ограничения для международных наблюдателей, и непрозрачная процедура голосования по почте. Но главный порок, нивелирующий всю демократическую систему, - это монополизация власти ничтожной в количественном отношении, но могущественной по своему влиянию кучкой владельцев корпораций и финансовых холдингов.
Кто бы ни был объявлен победителем выборов, принципиальных изменений во внешней политике США не последует. И Трамп, и Байден выражают интересы монополий, нацеленных на глобальную экспансию, и являются проводниками империалистического курса. Так что различия могут быть только в деталях. Например, Байден обещал вернуться к выполнению «ядерного соглашения» с Ираном, но уточнил, что будет добиваться его ужесточения для давления на Тегеран. То же самое касается Китая. С одной стороны, Байден критикует «торговую войну» за ее неэффективность, а, с другой, требует от Пекина «выполнения правил международной торговли». Оба кандидата обещают продолжать санкционное давление на Россию.
Некоторая разница проявляется в отношении к союзам. Байден является сторонником большей опоры на международные империалистические альянсы наподобие НАТО, в то время как Трамп делает ставку на укрепление военно-политической мощи самих Соединённых Штатов. Кроме того, Байден больше опирается на те из американских корпораций, которые заинтересованы в более «мягкой», экономической экспансии и хотя бы частичном сохранении правил глобализации последних десятилетий. Это, прежде всего, технологические компании вроде «Майкрософт», «Амазон», «Фейсбук» и т.п. Трамп же имеет в числе своих покровителей военно-промышленный комплекс и энергетические компании, что делает его защитником жёстких протекционистских мер.
Это может определить нюансы их подходов к постсоветскому пространству, включая Центральную Азию. Так или иначе США продолжат здесь активную политику, направленную на вытеснение России, Китая и Ирана. Как известно, запущенный при демократе Бараке Обаме формат «C5+1» продолжил активное функционирование при республиканце Трампе. То же самое касается экономических проектов, направленных на усисление экономической кооперации региона с Афганистаном и Южной Азией (ТАПИ, CASA-1000). Наверняка будет продолжена тактика раскрутки «уйгурской проблемы» с попыткой вовлечения в нее центральноазиатских республик.
При Байдене эти задачи будут решаться с более активным привлечением неправительственных организаций и структур НАТО. Если же у власти останется Трамп, первую скрипку будет играть само американское правительство, его структуры вроде ЮСАИД и американский бизнес.
Так или иначе, регион останется в центре внимания Вашингтона, что требует от всех здоровых сил сохранения бдительности.
https://www.farsnews.ir/news/13990816000546/یادداشت-کارشناس-روس%7C-دموکراسی-آمریکایی-حکمرانی-سرمایه-با-رنگ-و-بوی