Методы, с помощью которых решается эта задача, могут быть самыми разными. Здесь и дипломатическое давление, и экономические санкции, и использование групп влияния внутри страны – прозападных активистов, неправительственных организаций. Стандартным инструментом является разжигание сепаратистских движений и межконфессиональных конфликтов.
Если же власти отказываются «идти на поклон» и продолжают вести самостоятельную политику, начинается осуществление более жестких сценариев – вооруженных провокаций и попыток переворотов, или так называемых цветных революций. Такие попытки, где-то успешные, где-то провалившиеся, произошли во многих странах мира. Здесь и Югославия, и Венесуэла, и Боливия, и Ливан, и Иран. На постсоветском пространстве «цветные революции» пережили Грузия, Украина, Кыргызстан, в последние дни мы видим аналогичные попытки в Белоруссии.
Алгоритм действий их организаторов очень схож. За основу берется какая-то проблема, с помощью которой раскручивается массовый гнев. Чаще всего это реальные или выдуманные нарушения на выборах, коррупционные скандалы, социально-экономические проблемы и т.п. Затем следуют акции неповиновения, чей перечень и степень приоритетности подробно разобраны в работах Джина Шарпа и прочих «методичках».
Классической попыткой «цветной революции» стали события в Белоруссии. Республика уже не первый раз становится мишенью внешних сил. Их откровенно раздражает независимый политический курс Минска, а также мощный экономический потенциал страны. Многие белорусские предприятия на равных конкурируют с европейскими корпорациями.
Однако планы оказались сорваны, хотя оппозиция отчаянно маневрировала, прибегая то к одним инструментам, то к другим. Ни силовой сценарий с откровенной агрессией в отношении правоохранительных органов, ни обвинения власти в избиениях «невинных детей», ни попытки организовать забастовки на промышленных предприятиях ожидаемого результата не дали. Чем дальше, тем очевиднее, что подавляющее большинство жителей не поддерживает оппозицию с ее откровенно либеральными и прозападными призывами. Не помогло и иностранное вмешательство – от информационных атак с помощью зарегистрированных за рубежом интернет-ресурсов до дипломатического давления.
Повторения подобных событий как в самой Белоруссии, так и в других постсоветских государствах исключать нельзя. Как раз наоборот, углубление кризиса мировой капиталистической системы и обострение международных отношений наверняка приведут к активизации сценариев «цветных революций». В особенной степени это относится к республикам Центральной Азии – региона, граничащего с Китаем, Россией и Ираном. И однозначно утверждать, что эти попытки будут неудачными, нельзя.
Есть несколько факторов, которые облегчают планы внешних сил и их местных союзников. Во-первых, сложная социально-экономическая ситуация. После развала Советского Союза республики с большей или меньшей скоростью пошли по пути либеральных реформ – с приватизацией, появлением «класса собственников» и урезанием социальных программ. Это привело к массовому обеднению и глубочайшему социальному расслоению – тому, что отсутствует в Белоруссии.
Во-вторых, США и Европейский Союз имеют довольно сильные рычаги влияния на экономику и политику центральноазиатских стран. В большей степени это относится к Казахстану и Кыргызстану, где активно работают транснациональные корпорации и прозападные неправительственные организации, однако в последние годы аналогичные процессы можно наблюдать и в Узбекистане.
В-третьих, религиозный фактор. Отсутствие грамотной религиозной политики и социально-экономические причины привели к широкому распространению радикальных течений. Этому способствуют связи с Саудовской Аравией и другими монархиями Персидского залива, под влиянием которых власти республик отказываются запрещать те же салафитские организации.
Наконец, сравнение с Белоруссией проигрывают политические системы стран региона. Они малоэффективны, пронизаны коррупцией и семейно-клановыми связями, предпочитая удовлетворять собственные узкие интересы, а не заботиться о благе страны и народа.
Наиболее «слабыми звеньями» мне представляются Кыргызстан и Казахстан. Это вызвано противоречиями во властных элитах, тяжелыми последствиями пандемии коронавируса, а также высокой степенью влияния прозападных групп влияния. В Кыргызстане волнения (или хотя бы попытки «прощупать почву») можно ожидать уже этой осенью. Для этого есть предлог – парламентские выборы, в которых участвуют, в том числе, откровенно прозападные силы вроде партии «Реформа», а также широкое общественное недовольство социально-экономическим положением.
https://www.farsnews.ir/news/13990605001250/آسیای-مرکزی-و-انقلاب%E2%80%8Cهای-رنگی-کدام-کشورها-آبستن-حادثه-هستند?fbclid=IwAR3f11K58lzHfFuKvTBuv1s9fjvqxp2W1uGYAYGMWv28U9KbrZ_FFAlxKtA