
ТЯЖЁЛОЙ родовой травмой политических неофитов, предопределившей изъяны в развитии большинства постсоветских республик, стало убеждение в безальтернативности рыночных механизмов. В либеральное прокрустово ложе загоняется не только экономика, но и все остальные сферы, включая образование. За последние тридцать лет Центральная Азия пережила несколько таких «реформаторских волн», радикально изменивших системы среднего и высшего образования.
Насколько «эффективными» оказались эти реформы, показывает международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Например, казахстанские школьники в последнем таком исследовании заняли 69-е место из 79. По сравнению с прошлыми результатами отмечается стабильный спад в знаниях по математике, естествознанию и читательской грамотности. Киргизия в исследовании участвовала дважды, оба раза заняв последние места по всем показателям.
Узбекистан от подобных рейтингов долгое время воздерживался. Но в ближайшее время всё может измениться. В прошлом году президент страны Шавкат Мирзиёев утвердил концепцию развития образования до 2030 года. Одна из определённых ею целей предусматривает вхождение в первую тридцатку стран по программе PISA. Добиться этого власти хотят с помощью введения ID-карт учащихся, подключения всех образовательных учреждений к интернету и автоматизации учебного процесса. Выдавая прикладные, второстепенные инструменты за фундамент новой стратегии, чиновники «ставят телегу впереди лошади».
Столь же спорными являются нововведения в системе высшего образования. Их общие контуры Мирзиёев обрисовал ещё в январе в своём послании парламенту. Высказав недовольство избытком учебных предметов, он призвал сократить их на треть и начать поэтапный перевод вузов на трёхлетнее обучение. Каждое заведение, по словам президента, должно тесно сотрудничать с зарубежными вузами. Кроме того, он указал на важность двукратного увеличения бюджетных мест и создания отдельного гранта для талантливых девушек.
В последующие месяцы некоторые из этих пунктов стали претворяться в жизнь. В середине июня вышло президентское постановление, вводящее специальную квоту для девушек, поступающих в вузы. В новом учебном году для них будет зарезервировано 4 процента бюджетных мест. Отбор талантливых абитуриенток возложен на министерство по поддержке махалли (общины) и семьи. А вот пожелание Мирзиёева о резком увеличении бюджетных мест не выполнено. Согласно утверждённым квотам, на очные отделения бакалавриата в этом году смогут поступить 103,5 тыс. человек. По сравнению с 2019/20 учебным годом это больше на 29 процентов. Темпы увеличения бюджетных мест скромнее. Учиться бесплатно смогут лишь 22,7 тыс. человек, или на 25 процентов больше, чем в завершившемся учебном году. Что касается магистратуры, то общая квота выросла с 7,7 до 10,4 тыс. человек, а количество бюджетных мест — с 4,1 до 5,4 тыс.
В целом доступность высшего образования в республике остаётся на низком уровне. Лишь каждый пятый выпускник школы продолжает образование в вузах, причём обучение на платных отделениях недоступно для большинства граждан. Годовой контракт в бакалавриате составляет 10—14 млн сумов (69—97 тыс. руб.), а в магистратуре — 12—15 млн (83—104 тыс. руб.). Для сравнения: средняя зарплата в Узбекистане составляет 2,3 млн сумов (менее 16 тыс. руб.). Существует в республике и такое понятие, как «суперконтракт». Его могут оплатить абитуриенты, не сумевшие поступить в вуз. В зависимости от недостающих баллов на вступительных испытаниях размер оплаты превышает обычный контракт от полутора до тридцати раз. Другими словами, годовое обучение может обойтись в 450 млн сумов (3,1 млн руб.). Необходимо добавить, что плата за обучение привязана к минимальной зарплате и увеличивается соответственно её ежегодному повышению.
Ориентацию властей на развитие частного образования доказывает стартовавший в начале года эксперимент. Десять вузов, среди которых Ташкентский государственный юридический университет, Государственный университет мировых языков, Самаркандский государственный институт иностранных языков и ряд других, переведены на самофинансирование. Как сообщается, основными целями являются либерализация системы финансового управления и увеличение возможностей для привлечения внебюджетных средств. Руководству вузов дано право самостоятельно определять количество контрактных мест и стоимость обучения.
Также правительством созданы максимально выгодные условия для филиалов иностранных вузов. На пятилетний срок они освобождены от всех налогов и социальных отчислений. В результате за последнее время в Узбекистане начали работу представительства почти двух десятков университетов, среди которых российские, южнокорейские, индийские, китайские, турецкие и американские. Как правило, плата за обучение в них в разы больше, чем в обычных вузах.
Недавно Шавкат Мирзиёев вернулся к теме реформ. Во время посещения филиала южнокорейского вуза он призвал пересмотреть систему высшего образования. «У нас на первых курсах преподают общие предметы, повторяют школьную программу. Молодёжь упускает год своей жизни и даже теряет интерес к учёбе. По-другому обстоят дела в развитых странах, где уже с первого года приступают к дисциплинам по специальности, а практике отводится важное место», — в частности, заявил президент. После этого он поручил подчинённым изучить учебные программы зарубежных университетов.
Спустя считанные дни глава государства подписал постановление, поручающее министерству народного образования и государственному центру тестирования подготовить к 1 сентября проект единой системы государственной итоговой и вступительной аттестации выпускников школ и абитуриентов. Как сообщается, при разработке единого государственного экзамена за основу должен быть взят опыт России (ЕГЭ), США (SAT) и Великобритании (GCSE). Примеры для подражания, мягко говоря, сомнительные. Таковой, впрочем, является и вся концепция реформ, следующая либеральным догмам.
https://gazeta-pravda.ru/issue/72-31004-18-19-avgusta-2020-goda/ot-khrama-nauki-k-bazarnoy-ploshchadi/