Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Category:

От «храма науки» к «базарной площади»

Власти Узбекистана продолжают реформировать высшее образование. Повышать его качество планируется за счёт снижения участия государства, сокращения числа предметов и длительности обучения, а также внедрения аналога российского ЕГЭ. То, что результат этих экспериментов может оказаться обратным, чиновников, похоже, не волнует.

ТЯЖЁЛОЙ родовой травмой политических неофитов, предопределившей изъяны в развитии большинства постсоветских республик, стало убеждение в безальтернативности рыночных механизмов. В либеральное прокрустово ложе загоняется не только экономика, но и все остальные сферы, включая образование. За последние тридцать лет Центральная Азия пережила несколько таких «реформаторских волн», радикально изменивших системы среднего и высшего образования.

Насколько «эффективными» оказались эти реформы, показывает международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Например, казахстанские школьники в последнем таком исследовании заняли 69-е место из 79. По сравнению с прошлыми результатами отмечается стабильный спад в знаниях по математике, естествознанию и читательской грамотности. Киргизия в исследовании участвовала дважды, оба раза заняв последние места по всем показателям.

Узбекистан от подобных рейтингов долгое время воздерживался. Но в ближайшее время всё может измениться. В прошлом году президент страны Шавкат Мирзиёев утвердил концепцию развития образования до 2030 года. Одна из определённых ею целей предусматривает вхождение в первую тридцатку стран по программе PISA. Добиться этого власти хотят с помощью введения ID-карт учащихся, подключения всех образовательных учреждений к интернету и автоматизации учебного процесса. Выдавая прикладные, второстепенные инструменты за фундамент новой стратегии, чиновники «ставят телегу впереди лошади».

Столь же спорными являются нововведения в системе высшего образования. Их общие контуры Мирзиёев обрисовал ещё в январе в своём послании парламенту. Высказав недовольство избытком учебных предметов, он призвал сократить их на треть и начать поэтапный перевод вузов на трёхлетнее обучение. Каждое заведение, по словам президента, должно тесно сотрудничать с зарубежными вузами. Кроме того, он указал на важность двукратного увеличения бюджетных мест и создания отдельного гранта для талантливых девушек.

В последующие месяцы некоторые из этих пунктов стали претворяться в жизнь. В середине июня вышло президентское постановление, вводящее специальную квоту для девушек, поступающих в вузы. В новом учебном году для них будет зарезервировано 4 процента бюджетных мест. Отбор талантливых абитуриенток возложен на министерство по поддержке махалли (общины) и семьи. А вот пожелание Мирзиёева о резком увеличении бюджетных мест не выполнено. Согласно утверждённым квотам, на очные отделения бакалавриата в этом году смогут поступить 103,5 тыс. человек. По сравнению с 2019/20 учебным годом это больше на 29 процентов. Темпы увеличения бюджетных мест скромнее. Учиться бесплатно смогут лишь 22,7 тыс. человек, или на 25 процентов больше, чем в завершившемся учебном году. Что касается магистратуры, то общая квота выросла с 7,7 до 10,4 тыс. человек, а количество бюджетных мест — с 4,1 до 5,4 тыс.

В целом доступность высшего образования в республике остаётся на низком уровне. Лишь каждый пятый выпускник школы продолжает образование в вузах, причём обучение на платных отделениях недоступно для большинства граждан. Годовой контракт в бакалавриате составляет 10—14 млн сумов (69—97 тыс. руб.), а в магистратуре — 12—15 млн (83—104 тыс. руб.). Для сравнения: средняя зарплата в Узбекистане составляет 2,3 млн сумов (менее 16 тыс. руб.). Существует в республике и такое понятие, как «суперконтракт». Его могут оплатить абитуриенты, не сумевшие поступить в вуз. В зависимости от недостающих баллов на вступительных испытаниях размер оплаты превышает обычный контракт от полутора до тридцати раз. Другими словами, годовое обучение может обойтись в 450 млн сумов (3,1 млн руб.). Необходимо добавить, что плата за обучение привязана к минимальной зарплате и увеличивается соответственно её ежегодному повышению.

Ориентацию властей на развитие частного образования доказывает стартовавший в начале года эксперимент. Десять вузов, среди которых Ташкентский государственный юридический университет, Государственный университет мировых языков, Самаркандский государственный институт иностранных языков и ряд других, переведены на самофинансирование. Как сообщается, основными целями являются либерализация системы финансового управления и увеличение возможностей для привлечения внебюджетных средств. Руководству вузов дано право самостоятельно определять количество контрактных мест и стоимость обучения.

Также правительством созданы максимально выгодные условия для филиалов иностранных вузов. На пятилетний срок они освобождены от всех налогов и социальных отчислений. В результате за последнее время в Узбекистане начали работу представительства почти двух десятков университетов, среди которых российские, южнокорейские, индийские, китайские, турецкие и американские. Как правило, плата за обучение в них в разы больше, чем в обычных вузах.

Недавно Шавкат Мирзиёев вернулся к теме реформ. Во время посещения филиала южнокорейского вуза он призвал пересмотреть систему высшего образования. «У нас на первых курсах преподают общие предметы, повторяют школьную программу. Молодёжь упускает год своей жизни и даже теряет интерес к учёбе. По-другому обстоят дела в развитых странах, где уже с первого года приступают к дисциплинам по специальности, а практике отводится важное место», — в частности, заявил президент. После этого он поручил подчинённым изучить учебные программы зарубежных университетов.

Спустя считанные дни глава государства подписал постановление, поручающее министерству народного образования и государственному центру тестирования подготовить к 1 сентября проект единой системы государственной итоговой и вступительной аттестации выпускников школ и абитуриентов. Как сообщается, при разработке единого государственного экзамена за основу должен быть взят опыт России (ЕГЭ), США (SAT) и Великобритании (GCSE). Примеры для подражания, мягко говоря, сомнительные. Таковой, впрочем, является и вся концепция реформ, следующая либеральным догмам.
https://gazeta-pravda.ru/issue/72-31004-18-19-avgusta-2020-goda/ot-khrama-nauki-k-bazarnoy-ploshchadi/
Tags: Капитализм, Статьи, Узбекистан
Subscribe

  • Горячая лава африканских разломов

    Для упрочения господства империализм не только стравливает страны, но и разжигает межэтническую рознь. События в Эфиопии и вокруг неё таят…

  • «Боги войны» возвращаются в Токио

    Япония сделала важный шаг к пересмотру своей Конституции. Милитаризация и создание образа врага помогают властям отвлечь внимание народа от…

  • Двойная бухгалтерия интервентов

    Объявленный Байденом вывод войск из Афганистана таит очевидный подвох. Терять контроль над страной и регионом Вашингтон не собирается, для чего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments