Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Categories:

То ли помощь, то ли издевательство

В Таджикистане обнародован набор антикризисных мер. По утверждениям властей, это поможет преодолеть обрушившиеся на страну экономические проблемы и не допустить разорения тысяч семей. Но предложенные шаги не адекватны масштабу угроз и являются скорее имитацией заботы о населении.

ОБРУШИВШИЕСЯ на Таджикистан испытания могут стать самыми драматическими за четверть века с момента завершения гражданской войны. Соединение сразу нескольких негативных факторов основательно потрясло и без того слабую экономику республики. Её немногочисленные опоры стремительно падают, обнажая уязвимые места и грозя обрушению всему зданию.

Несмотря на то, что проникновение коронавирусной инфекции власти признали позже большинства других стран региона, а карантинные меры оказались частичными и непродолжительными, нанесённый Таджикистану урон уже сейчас впечатляет. За первые четыре месяца года республиканский бюджет недополучил свыше 600 млн сомони (4,2 млрд руб.). В министерстве финансов объяснили это уменьшением сбора основных налогов: подоходного, на добавленную стоимость, на прибыль и акцизы и т.д. По итогам года дефицит многократно вырастет. Согласно предварительным подсчётам, доходы бюджета сократятся на 2,3 млрд сомони (16 млрд руб.), или почти в два раза от запланированного объёма.

Не менее болезненным ударом стало резкое сокращение денежных переводов от трудовых мигрантов. Только в марте — апреле их размер рухнул наполовину по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. Чем это грозит, можно представить, если обратиться к прошлогоднему докладу научно-исследовательского института Национального банка Таджикистана. По его данным, от переводов зависит благосостояние 70 процентов семей.

В этих условиях 5 июня появился указ президента Эмомали Рахмона «О предотвращении воздействия инфекционного заболевания COVID-19 на социально-экономические сферы». Довольно объёмный документ содержит перечень мер, которые должны минимизировать последствия кризиса. Большая их часть касается поддержки бизнеса. До 1 сентября в республике будут действовать налоговые каникулы для кафе и ресторанов, гостиниц, спортивных центров, объектов туристической сферы, а также для международных пассажирских перевозок. Фискальные послабления, но только до 1 августа, получат индивидуальные предприниматели, занятые в торговле и бытовом обслуживании. Остановившие работу из-за пандемии субъекты малого и среднего бизнеса будут освобождены от платы за аренду государственной собственности. Производителям медпрепаратов и медоборудования обещано льготное кредитование, а поставщиков лекарств и дезинфицирующих средств освободят от таможенных пошлин.

Куда скромнее меры поддержки простых граждан. Им обещано не повышать до конца года тарифы на коммунальные услуги, до начала осени не собирать налог на недвижимость и сократить ставку подоходного налога с 12 до 6 процентов. Пенсионерам, инвалидам и малоимущим семьям президент распорядился выделить разовую помощь, а местным руководителям поручил контролировать цены на продукты первой необходимости, медикаменты и топливо.

Эффективность таких шагов вызывает большие сомнения. Так, единовременная выплата составит всего 400 сомони (2700 руб.). Ещё более издевательским выглядит адресное социальное пособие. Согласно постановлению правительства, его будут выплачивать с 1 июля в дополнение к указанным мерам. Малоимущие семьи смогут получить 464 сомони (3100 руб.) в год, причём, во-первых, заявку на социальную поддержку ещё нужно обосновать многочисленными справками, а во-вторых, дождаться очереди. Преимущество в очерёдности даётся только одиноким престарелым жителям и семьям с инвалидами.

Способность властей сдержать рост цен тоже сомнительна. Впервые о контроле за ценообразованием они заявили ещё в начале марта, но продовольственные товары продолжили дорожать. С начала года цены на картофель увеличились в 2,2 раза, на муку — на 14 процентов. На 12 процентов подорожали макаронные изделия.

Намеченный пересмотр бюджета также может оказаться довольно специфического свойства. Заявляя о сокращении «необязательных расходов» вроде покупки офисной техники и мебели для гос-учреждений, чиновники урезают критически важные статьи. Так, здравоохранение получило в первом квартале всего 344 млн сомони (2,3 млрд руб.) вместо запланированных 440 млн (3 млрд руб.). При этом финансирование поликлиник сократилось на 48 процентов, а санитарно-эпидемиологических центров — на 46 процентов.

Зато выплаты по зарубежным кредитам, как подчёркивается в указе Рахмона, должны осуществляться своевременно. Внешний долг Таджикистана продолжает расти. По состоянию на 1 апреля он составлял 2,9 млрд долларов. С тех пор республика получила 190 млн долларов от Международного валютного фонда и свыше 11 млн — от Всемирного банка. К слову, условием предоставления кредита МВФ выставил сокращение госбюджета. В общем, «антикризисные меры» таджикского руководства таковы, что ещё неизвестно, помогут ли они простым жителям или, наоборот, усугубят их проблемы.
https://gazeta-pravda.ru/issue/52-30984-2-iyulya-2020-goda/to-li-pomoshch-to-li-izdevatelstvo/
Tags: Капитализм, Коронавирус, Статьи, Таджикистан, Экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments