Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Categories:

Жертвы идолу конкуренции

Восстанавливать пострадавшую от пандемии экономику Узбекистан будет углублением рыночных реформ. Президент республики поручил на порядок уменьшить число предприятий с государственной долей и создать самые благоприятные условия для инвесторов.

КРИЗИС, вызванный вспышкой коронавирусной инфекции и остановкой целых отраслей, заметно повлиял на решимость узбекских властей либерализовать экономику. Но не в сторону сворачивания рыночных экспериментов, как того, казалось бы, требует ситуация, а, наоборот, в направлении их радикализации и расширения.

В начале года в республике был опубликован проект постановления президента Шавката Мирзиёева «О дополнительных мерах по сокращению доли государства в экономике». Им предусматривалась частичная или полная приватизация 1115 компаний в течение ближайших пяти лет. В их числе назывались крупнейшие промышленные предприятия, включая Ташкентский металлургический завод, Навоийский и Алмалыкский горно-металлургические комбинаты, компанию «Узбекнефтегаз», Бекабадский цементный комбинат, а также «Узбекские авиалинии», «Узбектелеком», «Почту Узбекистана», десятки газет, гостиниц, санаториев, футбольных клубов и т.д.

Как оказалось, даже этот внушительный перечень не окончательный. 27 мая состоялась встреча Мирзиёева с руководителями экономического блока правительства. На ней были подведены предварительные итоги приватизационной кампании. С начала года реализованы 299 государственных активов на сумму 348 миллиардов сумов (2,4 млрд руб.). Среди них Кунградский содовый завод, Самаркандский завод фосфорно-азотных удобрений, госдоли в гостиницах «Чорсу» и «Узбекистан». Отмечается, что новые владельцы, среди которых компании из Сингапура и Кипра, обещают инвестировать 425 миллионов долларов и создать 800 новых рабочих мест.

Но, как подчеркнул глава Узбекистана, в государственной собственности по-прежнему находится почти 3 тысячи предприятий. Большинство из них, по его словам, работают неэффективно, по изжившим себя методам и даже не в состоянии выплачивать дивиденды. А поскольку «конкуренция является одним из важнейших условий развития экономики, обеспечивая качество товаров и услуг и предоставляя потребителям возможность выбора», необходимо активизировать работу по сокращению присутствия государства в экономике. В связи с этим Мирзиёев поручил ускорить передачу частным владельцам 1,4 тысячи объектов. Ещё около тысячи «неэффективных предприятий» должны быть ликвидированы либо реорганизованы.

В итоге к 2025 году в полной или частичной государственной собственности останутся лишь 554 актива. Но и они не смогут избежать рыночных веяний. Так, на предприятиях с госдолей в сфере транспорта, коммунального хозяйства и дорожного строительства будут «широко применены принципы государственно-частного партнёрства».

Конкретная программа приватизации должна быть разработана правительством, но ряд подробностей уже известен. Так, на торги выставят свыше 500 рынков по всей стране. Кроме того, президентом подписан указ «О стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020—2025 годы». В соответствии с ним «стратегическим иностранным инвесторам» будут проданы государственные доли следующих финансовых организаций: «Ипотека-банк», «Узпромстройбанк», «Асака», «Алокабанк», «Кишлок курилиш банк» и «Туронбанк». Как заявили в узбекском центробанке, «сохранение высокой доли государства в банковской системе оказывает негативное влияние на общее развитие сферы и её эффективность. В то же время увеличение количества частных банков способствует улучшению конкурентной среды». Необходимо отметить, что, по словам чиновников, реформа будет проходить при поддержке международных финансовых институтов.

Иностранному капиталу в либеральных преобразованиях отдаётся явное предпочтение. По данным правительства, объём прямых зарубежных инвестиций составил в 2019 году 9,3 миллиарда долларов, что в три раза больше, чем годом ранее. Наибольший рост иностранных капиталовложений отмечен в электротехнической, металлургической, текстильной и нефтегазовой отраслях. Инвесторам предоставлен целый ряд льгот, в том числе снижение налогооблагаемой прибыли, льготы по уплате НДС, налога на имущество юридических лиц, таможенной пошлины и т.д.

Подобная политика несёт большие риски. По сравнению с большинством других постсоветских республик стратегические отрасли, включая крупную промышленность и банковско-финансовую сферу, были сохранены в Узбекистане в государственной собственности. Это способствовало устойчивости экономики перед внешними потрясениями. По прогнозам, нынешний год она завершит в плюсе и вырастет на 1,5—1,8 процента. Рыночные реформы лишают Ташкент этого преимущества, но власти страны, видимо, руководствуются иными мотивами и предпочитают краткосрочную выгоду долговременным интересам.
https://gazeta-pravda.ru/issue/49-30981-2325-iyunya-2020-goda/zhertvy-idolu-konkurentsii/

Фото: https://uz.sputniknews.ru/economy/20180131/7385868/vb-napravil-200-mln-na-modernizaciyu-promyshlennosti-uzbekistana.html
Tags: Капитализм, Статьи, Узбекистан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments