
В то время как человечество пытается справиться с сильнейшей за несколько десятилетий пандемией инфекционного заболевания, повышенный интерес приковывают к себе государства, куда опасный вирус до сих пор не добрался. Дело не в праздном любопытстве: опыт таких стран может помочь преодолеть нынешнюю напасть и подготовиться к будущим. Однако более внимательное изучение проблемы показывает, что всё не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Среди правительств, рапортующих об отсутствии в их стране коронавируса, оказалось туркменское. Закрытая политическая система и отсутствие независимых от власти информационных ресурсов породили немало домыслов на эту тему. В начале апреля международная организация «Репортёры без границ» сообщила о начале в республике суровых репрессий. Утверждалось, что власти запретили любое упоминание о коронавирусе. Разговоры об инфекции и даже ношение масок якобы влекут за собой немедленные аресты. «Это подвергает опасности жизнь простых граждан Туркмении, - заключили правозащитники. – Мы призываем мировое сообщество вмешаться и осудить нарушения прав человека в этой стране». Скандальное известие было моментально подхвачено десятками СМИ и вскоре разошлось по всему миру, снабжённое новыми подробностями. Утверждалось например, что разговоры людей подслушивают специальные агенты, а допустивших промах граждан задерживают прямо в очередях, на остановках и в общественном транспорте.
Это, скорее всего, сильное преувеличение. Информация о коронавирусе, пусть в достаточно дозированном количестве, присутствует в официальных туркменских изданиях. Заявления по поводу пандемии делают и руководители страны. На проходившем в формате видеоконференции саммите Тюркского совета президент Гурбангулы Бердымухамедов рассказал о предпринятых Ашхабадом шагах. По его словам, усилены пограничный, миграционный и таможенный режимы, ограничено воздушное сообщение с другими странами. На всех контрольно-пропускных пунктах дежурят бригады специалистов министерства здравоохранения, проводятся работы по дезинфекции.
Отдельно затронул Бердымухамедов положение в системе здравоохранения. Все медицинские учреждения, заявил он, мобилизованы для противодействия угрозе, оснащены современным оборудованием и достаточным количеством средств индивидуальной защиты, тест-систем и медикаментов. «В результате своевременно принятых мер санитарно-эпидемиологическая ситуация в Туркмении стабильна и находится под контролем», - отчитался глава государства.
Превентивные меры обсуждались также на рабочем совещании президента с вице-премьером Пурли Агамырадовым и министром образования Мамедмурадом Гелдиныязовым. Бердымухамедов поручил проверить состояние здоровья всех жителей, начав этот процесс с воспитанников детских садов, школьников и студентов. Кроме того, он заострил внимание на необходимости соблюдения подрастающим поколением санитарно-гигиенических норм и занятий спортом.
Любопытно, что именно после этого федерация футбола Туркмении объявила о возобновлении чемпионата страны, прерванного в конце марта. Матчи четвёртого тура высшей футбольной лиги республики пройдут в ближайшие дни. А 7 апреля в Туркмении с размахом отпраздновали Всемирный день здоровья. Больше 10 тысяч человек по всей стране, из них 3,5 тысяч в Ашхабаде, провели массовые велопробеги. Не отставал от соотечественников и сам президент, которого местные телеканалы показали гарцующим на лошади и катающимся на велосипеде в сопровождении небольшой группы людей.
За республику и её народ можно было бы только радоваться, если бы не сомнения в официальной версии. Ещё в начале февраля ряд СМИ соседних с Туркменией стран сообщил о смерти молодого человека в Лебапском велаяте (области). Как отмечалось, он находился в лагере для эвакуированных из Китая граждан. Там же якобы находился ещё один человек в тяжёлом состоянии и с признаками острой вирусной инфекции.
Власти никак не прокомментировали эти сообщения, но само состояние системы здравоохранения в стране заставляет задуматься: действительно ли Туркмения добилась того, что не удалось сделать ни одному из граничащих с ней государств – Ирану, Афганистану, Узбекистану и Казахстану. Там счёт заражённых идёт на сотни, а в случае с Ираном – на десятки тысяч человек. Согласно имеющимся статистическим данным, в Туркмении чудеса маловероятны. Расходы на здравоохранение составляют всего 1,1 процента ВВП. Обеспеченность врачебными кадрами после развала Советского Союза снизилась с 37 до 22, а койками – со 120 до 74 на 10 тысяч жителей. По показателям младенческой и детской смертности республика находится в худшем положении, чем остальные страны Центральной Азии. То же самое касается ряда инфекционных заболеваний.
Не исключено поэтому, что власти просто скрывают реальное состояние дел, и «туркменский феномен» - не более чем пропагандистское детище руководства республики. Если так, то истина рано или поздно выйдет наружу: справиться с пандемией в одиночку у Ашхабада вряд ли получится.
https://gazeta-pravda.ru/issue/internet-vypusk-gazety-pravda-15-aprelya-2020-goda/byl-i-nebyl-turkmenskogo-fenomena/