Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Categories:

Горькое похмелье кредитной лихорадки

Одним из результатов пандемии коронавируса для республик региона станет углубление долговой кабалы. Международные финансовые институты выделяют кредиты по форсированной схеме, требуя взамен введения мер жёсткой экономии. В погоне за «лёгкими деньгами» власти не задумываются о последствиях, которые лягут бременем на простых жителей.

Выражение «Кому война, а кому мать родна» справедливо и для нынешней ситуации в мире. Глобальный кризис не только не сгладил, а до предела обострил противоречия капитализма, высветил его пороки. Стремление к максимальной прибыли, причём любой ценой, никуда не делось. Капитал готов зарабатывать на пандемии так же, как он зарабатывает на войнах, нужде, коррупции местных элит.

На столкнувшиеся со вспышкой коронавируса республики Центральной Азии за последние недели пролился настоящий «золотой дождь». Зарубежные доноры буквально выстроились в очередь, чтобы оказать им финансовую помощь. Впереди всех оказалась Киргизия. Первые случаи заболевания были зафиксированы здесь 18 марта, а уже 27-го числа того же месяца стало известно о выделении Международным валютным фондом (МВФ) кредита в размере 121 миллиона долларов. Эта скорость не может не удивлять, ведь обычно переговоры о помощи занимают месяцы, а то и годы. Как сообщили в МВФ, средства помогут удовлетворить срочные потребности в платёжном балансе и позволят повысить расходы системы здравоохранения.

Ещё одним источником займов для Киргизии стал Всемирный банк. 3 апреля он выделил республике 12,1 миллиона долларов на проект «экстренного реагирования на коронавирусную инфекцию». Кроме того, президент Сооронбай Жээнбеков встретился с главами представительств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатского банка развития (АБР), ряда арабских финансовых фондов, а также с послом Евросоюза Эдуардо Ауэром. На всех этих встречах глава государства просил оказать республике помощь для минимизации негативных последствий от вспышки коронавируса.

Переговоры о помощи ведут не только власти Киргизии, традиционно зависимой от зарубежных кредитов, но и её экономически более развитые соседи. В начале апреля правительство Казахстана объявило о пакете антикризисных мер на сумму 5,9 триллиона тенге (1 трлн руб.). При этом почти 1,5 триллиона тенге (260 млрд руб.) власти хотят занять на внешних рынках капитала.

Тот же курс взяло руководство Узбекистана. Оно направило заявку в Азиатский банк развития на выделение 1 миллиарда долларов для реализации стабилизационных мер. Как сообщили в финансовой организации, для рассмотрения запроса Ташкента создана специальная группа. «Банк также предоставит рекомендации по вопросам политики и перераспределит сбережения по текущему займу, чтобы помочь удовлетворить неотложные нужды и укрепить систему здравоохранения Узбекистана», - заявил президент АБР Масацугу Асакава.

Даже Таджикистан, где не зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом, и тот не остался в стороне от «кредитной лихорадки». Всемирный банк уже направил стране 11,3 миллиона долларов. Помимо этого, по данным местных изданий, таджикское правительство ведёт переговоры с МВФ о выделении 120 миллионов долларов, а также с АБР и Исламским банком развития. Финансовую помощь Душанбе оказал ряд западных государств, в том числе США (886 тысяч долларов) и Германия (1 миллион евро).

Эта щедрость далеко не бескорыстна. Во-первых, она увеличивает долговую нагрузку. У большинства центральноазиатских республик она и без того немалая. Например, внешний долг Киргизии составляет почти 50 процентов, Таджикистана – 36 процентов ВВП. У остальных республик показатель ниже, но стабильно увеличивается. Например, внешний долг Узбекистана только за прошлый год увеличился с 17 до 24 миллиардов долларов и составил 22 процента ВВП.

Во-вторых, выделение кредитов обусловливается определёнными требованиями. Например, при оказании помощи Киргизии МВФ настаивает на ослаблении финансовой политики и повышении гибкости обменного курса, требует уменьшить бюджетный дефицит и уровень инфляции. Какими методами достигается решение подобных задач, известно на примере десятков стран, в разные годы сотрудничавших с фондом. Это, прежде всего, меры жёсткой экономии: сокращение пенсий и пособий, рост тарифов и другие антинародные шаги.

Конечно, обвинять во всём исключительно финансистов нельзя, тем более что условия кредитования давно и хорошо известны. Большая доля ответственности лежит на руководстве постсоветских республик, которые пытаются закрыть бреши в бюджете и замаскировать неспособность самостоятельно изыскивать необходимые ресурсы. Не секрет также и то, что значительная часть донорских средств не доходит до назначения, идя на зарплату консультантам, в карманы чиновникам и т.п. Так, Киргизия вместе с двумя десятками других стран мира недавно стала объектом любопытного исследования. Согласно ему, за любым более или менее крупным траншем следует всплеск перевода денег на зарубежные счета.

В этом отношении намного правильнее поступает Китай, который выделяет не деньги, а необходимые продукты. С начала вспышки инфекции Пекин поставил республикам региона сотни тонн медикаментов и средств защиты, включая тестовые системы для определения коронавируса и аппаратов искусственной вентиляции лёгких.
https://gazeta-pravda.ru/issue/internet-vypusk-gazety-pravda-9-aprelya-2020-goda/gorkoe-pokhmele-kreditnoy-likhoradki/
Tags: Казахстан, Китай, Коронавирус, Кыргызстан, Статьи, Таджикистан, Узбекистан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments