ЖИТЕЙСКАЯ мудрость «Скажи мне, кто твой друг…» приложима и к международным отношениям. Безошибочным камертоном при этом является отношение западных стран и институтов. Критика с их стороны равнозначна признанию самостоятельности и нежелания принимать навязываемые правила игры. И наоборот, заслужить похвалу можно только открытием страны западному капиталу. Корыстная «дружба» США и Европы распространяется только на тех, кто готов подчиниться любым прихотям своих покровителей.
Любопытен в связи с этим путь, проделанный Узбекистаном. Из находящейся под санкциями страны он за какие-то три года вырвался в фавориты глобальных элит. Влиятельный журнал «Экономист» назвал Узбекистан «Страной года — 2019» и поставил его в пример всему миру как образец либеральных реформ. Главными аргументами стало уменьшение давления на бизнес, допуск иностранных журналистов и освобождение политзаключённых.
Довольны Ташкентом и в Белом доме. Государственный департамент США запросил для Узбекистана на 2020 финансовый год рекордную сумму — 14,4 миллиона долларов. Эти средства должны пойти на поддержку реформ, включая развитие сельского хозяйства по американским технологиям, а также на улучшение пограничного контроля. Конгресс США запрос одобрил. В подготовленном им специальном докладе реформы узбекского правительства удостоены самой высокой оценки. Наибольшее одобрение Вашингтона вызвало снижение роли государства в пользу частного сектора, привлечение крупных иностранных инвестиций, ослабление валютного контроля и в целом либерализация денежно-кредитной политики.
Аналитики конгресса отметили также, что реформы Ташкента «открывают новые экономические возможности и позиционируют республику как партнёра Соединённых Штатов в развитии регионального сотрудничества и безопасности». В качестве экспертного мнения в докладе приведены слова первого заместителя помощника госсекретаря США по Центральной Азии Элис Уэллс. «Президент Шавкат Мирзиёев стремится превратить Узбекистан в процветающее современное государство — пример для региона — с правительством, подотчётным своим гражданам и уважающим их права, с конструктивными отношениями со своими соседями и с открытой экономикой, которая приветствует и защищает иностранные инвестиции», — подчеркнула она.
Если с выводами насчёт подотчётности власти обществу американские партнёры Ташкента явно поторопились, то их восторги по поводу либеральных реформ имеют под собой основания. Выступая 28 января с посланием парламенту, Мирзиёев поручил провести инвентаризацию 3 тысяч предприятий с госдолей и принять меры «для кардинального уменьшения участия государства в тех сферах, где развиваются частный сектор и конкуренция». Стратегические предприятия, по его словам, необходимо превратить в «полноценных участников международного финансового рынка» и реализовать новые инвестиционные проекты. В качестве примеров президент привёл Навоийский и Алмалыкский горно-металлургические комбинаты.
В том же духе выдержана опубликованная для общественного обсуждения Стратегия развития конкуренции на период 2020—2024 годов. Среди её важнейших положений — сокращение льгот стратегическим отраслям и предприятиям и законодательное ограничение на создание хозяйствующих субъектов c госучастием.
Постановлением президента Агентству по управлению государственными активами до 1 апреля этого года поручено внести предложения по приватизации предприятий в сфере переработки зерновых культур и хлопка, а также системы ресурсного обеспечения и оказания услуг в сельском хозяйстве. Со следующего года в республике начнётся поэтапное снижение объёмов госзаказа на зерновые. На смену придут рыночные механизмы, предусматривающие свободную конкуренцию при закупке и реализации продукции. То же самое касается хлопка-сырца.
Весьма показательно, что реформа проводится с привлечением зарубежных консалтинговых компаний, а агропромышленную сферу планируется открыть иностранным инвестициям. Речь об этом, в частности, шла 30—31 января в Вашингтоне. С участием министра занятости и трудовых отношений Узбекистана Нозима Хусанова там прошли общественные слушания, посвящённые участию республики в Генеральной системе преференций — режиме беспошлинного ввоза товаров в США.
Экспансия иностранного капитала происходит и в других отраслях. Зарегистрированной на Кипре компании Ferkensco Management Limited переданы «по нулевой стоимости» 100 процентов акций Самаркандского химического завода, производящего минеральные удобрения. Инвестор обязался вложить в предприятие 200 миллионов долларов и создать более 500 рабочих мест. Заключено соглашение о продаже компании «Мубадала» (ОАЭ) Талимарджанской тепловой электростанции. С помощью западных фирм и Европейского банка реконструкции и развития планируется построить два платных тоннеля и три платные скоростные автодороги: Ташкент — Андижан, Ташкент — Самарканд и Сырдарья — Бахт. Договоры с победителями тендеров должны быть подписаны в следующем году.
Пытаясь добиться расположения зарубежных держав, руководство Узбекистана, видимо, забыло, что в системе буржуазных международных отношений не бывает дружбы, а есть только циничный расчёт. И если западным партнёрам будет выгодно, они в одночасье сменят улыбки и похвалы на санкции и бомбы. А защитных механизмов у открывающегося иностранному капиталу Ташкента становится всё меньше.
https://gazeta-pravda.ru/issue/20-30952-27-fevralya-2020-goda/oskal-kapitala-pod-druzhelyubnoy-maskoy/