Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Categories:

Интеграция на перепутье

Углубление регионального сотрудничества и совместные проекты в сфере энергетики и транспорта. Такие идеи прозвучали на встрече глав республик Центральной Азии. Долгожданное сближение, однако, пока не вышло за рамки консультаций, что вызвано сохраняющимися разногласиями и вмешательством внешних сил.

ОДНИМ из самых драматичных и затяжных последствий развала Советского Союза стал для стран Центральной Азии распад экономических, политических и культурных связей. К 1991 году регион фактически представлял собой общий народнохозяйственный комплекс (Среднеазиатский экономический район), в котором соединение ресурсов и мощностей служило интересам всех пяти республик. Объединённая энергосистема обеспечивала бесперебойное снабжение электричеством промышленности и населения. Потребности в газе и нефти удовлетворялись за счёт Узбекистана и Туркмении, главным поставщиком угля был Казахстан…

С образованием независимых государств многосторонняя кооперация стала давать сбои, пока не канула в Лету. Ей на смену пришли двусторонние связи. Однако степень их эффективности оказалась намного ниже. Границы нередко превращались в непроницаемые барьеры для взаимной торговли. Например, заключённое ещё пять лет назад соглашение о поставках электроэнергии из Туркмении в Киргизию сорвалось из-за позиции Узбекистана, отказавшегося предоставлять территорию для транзита.

Но и ближайшее соседство не всегда спасает от конфликтов. Достаточно вспомнить серьёзные узбекско-таджикские и узбекско-киргизские разногласия по водно-энергетическим вопросам или ужесточение правил пропуска на границе Киргизии и Казахстана в 2017 году. Одним из результатов стало то, что основные торговые партнёры центральноазиатских республик находятся за пределами региона. По итогам первой половины этого года доля соседей в общем товарообороте Киргизии составила 20, Узбекистана — 13, а Казахстана — всего 5 процентов.

По этой причине любые интеграционные инициативы заслуживают самого пристального внимания. В их числе — встречи глав государств Центральной Азии. Первая из них состоялась в прошлом году в Казахстане. Вторая была намечена на лето нынешнего года, но после неоднократных переносов прошла 29 ноября в Ташкенте. Участие в саммите приняли президенты Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, а также руководитель Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, который в прошлый раз прислал вместо себя спикера парламента. Казахстан представлял бывший президент Нурсултан Назарбаев, сохранивший существенные полномочия и принимающий активное участие как во внутренней, так и во внешней политике страны. В Ташкенте ему присвоили очередной статус — почётного председателя регионального саммита.

Тон обсуждению задал глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Он обозначил ряд приоритетных направлений. «Это, прежде всего, углубление торгово-экономических и инвестиционных связей, — заявил президент. — Важно максимально задействовать конкурентные преимущества нашего региона, обладающего ёмким рынком, значительными природно-сырьевыми и людскими ресурсами. Необходимо совместно выявлять возможности и продвигать проекты кооперации в разных отраслях экономики в целях формирования цепочки добавленной стоимости, расширения внутрирегиональной торговли, создания рабочих мест».

Для этого Мирзиёев предложил создать инвестиционный форум стран Центральной Азии и проводить ежегодные встречи руководителей торгово-промышленных палат. Как уточнил президент, Ташкент готов к активному сотрудничеству в таких отраслях, как сельхозмашиностроение, автомобилестроение, текстильная и электротехническая промышленность, аграрный сектор.

Также глава Узбекистана подчеркнул важность восстановления единой транспортной системы. Для координации этой работы может быть создан региональный совет по транспортным коммуникациям и принята соответствующая программа. Третьим направлением многостороннего сотрудничества Мирзиёев назвал осуществление совместных проектов по развитию энергетической инфраструктуры.

Остальные участники саммита лишь развили предложения своего узбекского коллеги. Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков выступил за совместное использование водно-энергетических ресурсов и развитие транспортно-коммуникационных коридоров. «Самый крупный проект — строительство железной дороги Китай—Киргизстан—Узбекистан. Его успешная реализация в значительной мере улучшит транзитный потенциал всего региона и, как мост, соединит между собой Европу и Азию», — отметил он.

Руководитель Туркмении, поддержав идею транспортных коридоров, предложил использовать порты на Каспийском море «для экспорта… продукции на рынки Европы, России, Закавказья, Ближнего и Среднего Востока». В свою очередь Нурсултан Назарбаев остановился на проблемах безопасности, призвав совместно искать ответы на вызовы, исходящие от международного терроризма и наркоторговли. По его мнению, в следующем году необходимо провести встречу секретарей безопасности государств региона.

То, что руководители центральноазиатских стран после стольких лет разброда сели за стол переговоров, является положительным событием. Правда, дальше обмена мнениями пока дело не сдвинулось. Каких-то конкретных соглашений ни по итогам первого, ни по результатам второго саммита подписано не было, а сами их участники постоянно подчёркивают консультативный характер встреч. Как заявил Мирзиёев, стороны не планируют создавать какие-либо региональные организации.

К сожалению, шансы более глубокой интеграции пока очень низки. Главная причина — амбиции политических элит, которые подспудно подогреваются извне. Это видно на примере Узбекистана, чья зависимость от западных стран и финансовых организаций сильно возросла в последние годы. Так, возможность вступления страны в Евразийский экономический союз, которую допустил ряд чиновников республики, подверглась резкой критике со стороны Международного валютного фонда.

Более того, США не скрывают намерений превратить Узбекистан в своего рода ворота для проникновения в регион. На это направлено углубляющееся экономическое, политическое и военно-техническое сотрудничество Вашингтона и Ташкента. В качестве инструмента используется и так называемый формат C5+1 — созданная пять лет назад переговорная площадка США с пятью республиками региона. В нынешнем году состоялись уже две встречи на уровне глав МИД и руководства американского госдепартамента. Кстати, предложенные 29 ноября Мирзиёевым инициативы являются калькой с предложений США, выдвинутых в рамках формата C5+1. В них говорится о транспортных, энергетических, промышленных проектах в регионе, в которых, разумеется, первую скрипку должен играть именно Вашингтон.

Можно предположить, что США попытаются использовать встречи глав республик в своих целях. Если же эта затея провалится, они приложат все усилия для торпедирования интеграции. От принципа «разделяй и властвуй» в Вашингтоне не отказались.
https://gazeta-pravda.ru/issue/134-30921-3-4-dekabrya-2019-goda/integratsiya-na-perepute/
Tags: Казахстан, Кыргызстан, США, Статьи, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Центральная Азия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments