Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Category:

Рыночное насилие над школой

Главным критерием получения качественного образования в Узбекистане становится материальное положение учащихся, а классовое неравенство закрепляется с детского возраста. Реформы облегчили создание частных школ и вузов и внедрили платные услуги в государственных учебных заведениях.

КАК И В БОЛЬШИНСТВЕ других бывших республик Советского Союза, система образования Узбекистана после 1991 года оказалась в состоянии кризиса. Государственные расходы на эту сферу сократились, что, в частности, выразилось в резком снижении темпов строительства учебных заведений. Количество школ за последние тридцать лет увеличилось лишь на 13 процентов, в то время как численность населения выросла более чем на треть. Штат педагогических работников и вовсе остался на уровне 1991 года. Проблема переполненности школ и дефицита кадров наиболее остро стоит в Ташкенте и ряде областных центров. Число учеников, приходящихся на одного учителя в столице, выросло за постсоветские годы впятеро. Оставляет желать лучшего и качество образования: уровень подготовки молодых преподавателей намного ниже, чем у их коллег «старой закалки», которые постепенно уходят.

Не менее сложная ситуация в системе высшего образования. В вузы поступает менее 10 процентов выпускников школ, а число студентов снизилось за последние три десятилетия с 340 до 260 тысяч. И это при том, что отбоя в желающих обучаться в университетах нет. В прошлом году, по данным министерства высшего и среднего специального образования, документы на приём в вузы сдали почти 700 тысяч абитуриентов, но квот было выделено всего 69 тысяч. Это создаёт предпосылки для коррупции и отсекает многих действительно способных юношей и девушек. Как результат республика страдает от острого дефицита квалифицированных кадров. Только в научной сфере, как признал недавно президент Шавкат Мирзиёев, он достигает 5 тысяч работников.

Однако вместо расширения доступа к образованию и повышения его качества для всех слоёв населения власти выбрали другой путь. Они сделали ставку на платное обучение и развитие частного сектора. Касается это всех ступеней образования: от дошкольного до высшего. Количество государственных детсадов, к примеру, сократилось за последние годы почти наполовину, на них приходится лишь 30 процентов ребятишек, посещающих дошкольные учреждения. Процесс активно поощряется зарубежными донорами Ташкента. В конце мая Всемирный банк одобрил выделение почти 74 миллионов долларов на проект «Содействие развитию детей в раннем возрасте». В рамках программы будут созданы 140 частных детских садов, а система государственно-частного партнёрства должна выйти на новый, более высокий уровень.

Но и в государственных детсадах активно внедряются платные услуги. Согласно приказу, изданному министром дошкольного образования, все дополнительные кружки — спортивно-оздоровительные, художественно-эстетические и предметные — становятся коммерческими. Бесплатной остаётся только базовая программа дошкольного воспитания. Кроме того, с родителей будут брать деньги за присмотр за детьми после 18.00.

Ещё более радикальными оказались нововведения, касающиеся условий приёма в школу. В середине июня министерство народного образования сообщило, что приём в первый класс в ряде случаев станет платным. Речь идёт о детях, которым не исполнилось 7 лет с 1 января по 31 декабря года поступления в школу, о проживающих за пределами микроучастка, а также о тех, кто «в достаточной мере не владеет языком обучения». Родителям чад придётся раскошелиться на 10 ставок минимального размера заработной платы, или на 2 с лишним миллиона сумов (15 тыс. руб.). Это довольно внушительная для Узбекистана сумма, превышающая среднюю зарплату.

Комментируя инициативу, глава профильного ведомства Шерзод Шерматов рассказал о том, что директора «престижных школ» зачисляют учеников «по звонку». В итоге мест для приписанных к учебному заведению детей не остаётся. Вместо наведения порядка министр предложил узаконить практику, поставив её на коммерческую основу. К этому «пристёгнуты» другие категории первоклашек, сборы с которых, уточняют в министерстве, пойдут «на создание удобств в школах и финансовое стимулирование учителей и директоров».

Инициатива вызвала массовое возмущение в соцсетях и, что является большой редкостью для Узбекистана, открытую критику со стороны нескольких депутатов парламента. Они сослались на ряд норм, предусматривающих доступность общего образования и возможность приёма в школы детей с 6 лет. В результате в правительстве сообщили, что в этом году новшества применяться не будут. Но от реформы там не отказались. «Для введения механизма необходимо время», — уточнил Шерматов.

Блокирование наиболее одиозных идей не отменяет общую тенденцию коммерциализации образования. Изданное в апреле постановление правительства «О порядке оказания платных образовательных услуг» вводит плату за дополнительные программы, включая спортивные, культурные и предметные кружки. Также администрации школ отныне смогут создавать внебюджетные фонды, формируемые за счёт сдачи в аренду помещений, спонсорской и грантовой помощи.

Количество частных школ в республике между тем стремительно увеличивается. Этому тоже способствует политика руководства. В концепции развития системы народного образования до 2030 года подчёркивается необходимость расширения сети негосударственных образовательных учреждений, а также учреждений, функционирующих в рамках государственно-частного партнёрства. Другой пункт говорит об активном привлечении в сферу образования частных и иностранных инвестиций. Опираясь на этот документ, чиновники обратились к зарубежным государствам. «Приглашаем все международные школы для реализации совместных проектов, — заявил Шерзод Шерматов. — Большое разнообразие и конкуренция в секторе частных школ окажут позитивное влияние на развитие системы образования для наших детей». Первые договорённости уже достигнуты. Британская компания «Экьюмэн Эдьюкейшн» сообщила о планах по открытию в Узбекистане сети частных школ, а также филиала одного из западных университетов.

К слову, высшее образование тоже не осталось в стороне от общих веяний. Как отметил вице-премьер-министр Азиз Абдухакимов, правительство продолжит отход от «госмонополии» в этой сфере. «Важно создавать больше частных вузов, которые могли бы конкурировать с государственными», — заявил он. Чиновник добавил, что Ташкент должен присоединиться к Болонскому процессу, поскольку-де это повысит конкурентоспособность национальных кадров на международном рынке.

За последнее время в Узбекистане появилось сразу несколько частных вузов. Среди них — технический институт Ёджу, созданный по соглашению с Южной Кореей, университет Акфа, инициатором основания которого стал ташкентский медцентр «Акфа Медлайн», а также несколько филиалов иностранных учебных заведений: Университета Вебстера (США), Вестминстерского университета (Великобритания), Университета Амити (Индия) и т.д. Разумеется, обучение в них не по карману подавляющему большинству граждан. Но таково следствие взятого властями страны курса на либеральные реформы.

Как показывает мировой опыт, коммерциализация образовательной сферы всегда оборачивается формированием двух «коридоров»: одного для «элиты» и другого для «масс». Если первый аккумулирует лучших преподавателей и обладает передовой материально-технической базой, то второй финансируется по остаточному принципу и неуклонно теряет качество обучения. Тем самым закрепляется деление общества на классы. Отказавшись от социализма, Узбекистан отказывается и от одного из главных его достижений — всеобщего образования с равным к нему доступом.
http://gazeta-pravda.ru/issue/93-30880-27-28-avgusta-2019-goda/rynochnoe-nasilie-nad-shkoloy/
Tags: Капитализм, Статьи, Узбекистан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments