
СРЕДИ ОПАСНЫХ вызовов, которые породил развал Советского Союза, далеко не последнюю роль играет обострение межнациональных отношений. За последние три десятилетия Киргизия пережила несколько таких трагедий. Речь прежде всего идёт о событиях 1990-х и 2010 годов на юге республики, когда конфликт между киргизским и узбекским населением привёл к кровавым беспорядкам и многочисленным жертвам.
Как бы ни хотелось верить чиновникам, уверяющим, что повторение подобных событий исключено, почва для межнациональной вражды в стране сохраняется. Её удобряют бедность, безработица, социальное неравенство, кризис образования и отсутствие чёткой и последовательной государственной политики. Кроме того, воспользоваться расшатыванием ситуации по линии этнических и религиозных различий, видимо, не прочь некоторые внешние силы.
На это указывают недавние события. 5 июня в селе Орок, расположенном в пригороде Бишкека, началась драка между подростками — киргизами и турками-месхетинцами. Последние принадлежат к довольно крупной (больше 40 тысяч человек) общине, с 1940-х годов живущей в Киргизии. Стычка произошла после службы в местной мечети, посвящённой мусульманскому празднику Орозо-айт. Довольно заурядная ссора вылилась в беспорядки, когда за каждую из групп вступились старшие родственники и просто сельчане. В дюжине домов были разбиты окна, повреждены несколько автомашин, у одной из семей подожгли хозяйственные постройки.
В Орок были стянуты крупные силы милиции, задержавшие более тридцати участников волнений. Однако, помимо сотрудников правоохранительных органов и местных властей, на месте событий оказался посол Турции Женгиз Камил Фырат. Он активно общался с одной из сторон конфликта, обещая им поддержку. Своё присутствие дипломат объяснил тем, что приехал к сотруднице посольства, которая якобы проживает в селе и попросила его о помощи.
На следующий день Женгиз Камил Фырат был вызван в МИД Киргизии, где ему вручили ноту. «Министерство призвало посла не вмешиваться во внутренние дела страны, проявлять сдержанность и уважение к национальному законодательству Киргизстана», — говорится в официальном сообщении ведомства.
Впрочем, последует ли турецкое посольство этому призыву, большой вопрос. Анкара и её дипломаты не первый раз вмешиваются в дела Киргизии. Напомним, что в произошедшей в 2016 году попытке переворота власти Турции обвинили богослова Фетхуллаха Гюлена и основанное им движение «Хизмет». От всех других стран они стали требовать выдачи гюленистов и прекращения с ними каких бы то ни было контактов. Мишенью для нападок стала и Киргизия. С начала 1990-х годов здесь действовала сеть школ «Себат», связанная с «Хизметом». Власти Турции потребовали от Бишкека закрыть их и порвать все контакты с «террористами». Тогдашний президент Алмазбек Атамбаев ответил Анкаре в довольно жёстком тоне, что привело к серьёзному охлаждению двусторонних отношений.
Впоследствии киргизские власти всё же сделали некоторые примирительные шаги. Школы «Себат» были переименованы в «Сапат», в их устав были внесены изменения, усилившие подконтрольность учебных заведений министерству образования. Но турецкая сторона продолжает выказывать недовольство. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган по крайней мере дважды за последнее время требовал «окончательного решения вопроса». Это произошло во время поездки нынешнего главы Киргизии Сооронбая Жээнбекова в Турцию и ответного визита Эрдогана в Бишкек.
То, что Анкара не удовлетворена позицией киргизского руководства, более чем явственно дал понять и упомянутый уже посол. В мае он устроил демарш на ифтаре — вечернем приёме пищи во время поста Рамадан. Мероприятие было устроено духовным управлением мусульман Киргизии, на него пригласили представителей госорганов и дипломатических представительств. В итоге Женгиз Камил Фырат обвинил организаторов в приглашении «террористов-гюленистов» и покинул ужин. СМИ распространили видео с совсем не дипломатичным выступлением дипломата. «Я вам построил мечеть за 35 миллионов долларов, а вы сажаете меня рядом с террористом! — возмущался он. — Вам придётся выбирать: либо Турция, либо террористы!» Турецкий МИД полностью поддержал своего работника, назвав его реакцию «необходимой и справедливой».
И вот теперь тот же посол попытался вмешаться в острый межэтнический конфликт, выйдя далеко за рамки своих полномочий. Во многом в этом виновато и руководство самой Киргизии, которое, почти полностью разрушив доставшийся в наследство от СССР экономический потенциал, находится в сильной зависимости от иностранной помощи. А спонсоры, как известно, далеко не всегда действуют бескорыстно…
http://gazeta-pravda.ru/issue/61-30848-11-13-iyunya-2019-goda/po-printsipu-vmeshatelstva/