Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Президент получил лояльное правительство

В Киргизии опять сменилось правительство. Выразив недоверие кабинету Сапара Исакова, парламент утвердил новый под руководством Мухаммедкалыя Абылгазиева. Перестановки отражают усиление самостоятельности президента, окончательно вышедшего из-под опеки предшественника.

ПРОЦЕДУРА смены правительства в Киргизии произошла в рекордно короткий срок и больше напоминала спецоперацию, чем серьёзный политический процесс. Признаки разногласий между президентом Сооронбаем Жээнбековым и премьер-министром Сапаром Исаковым наметились ещё пару месяцев назад, но начинавшие сгущаться над кабмином тучи, казалось, развеял отчёт правительства перед депутатами. Согласно конституционной норме, премьер обязан ежегодно отчитываться о работе за предыдущий год, а Жогорку Кенеш (парламент республики) — соответственно, признавать отчёт удовлетворительным или неудовлетворительным.

Как и следовало ожидать, голоса разделились. Депутаты трёх оппозиционных фракций («Республика — Ата-Журт», «Онугуу-Прогресс» и «Ата Мекен») отчётом остались недовольны, а коалиция парламентского большинства, куда входят социал-демократы, фракции «Киргизстан» и «Бир-Бол», работу правительства одобрили. Что было вполне предсказуемым, ведь именно эта коалиция и сформировала восемь месяцев назад кабинет Исакова. Критикуя премьера и его команду, депутаты расписались бы в собственном промахе.

Дальше, однако, события стали развиваться по неожиданному сценарию. Пользуясь предоставленной законодательством возможностью, оппозиция обратилась к спикеру с требованием провести голосование по вотуму недоверия правительству. Собравшийся 19 апреля Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту единогласно поддержал инициативу и вынес вопрос на пленарное заседание. В числе одобривших вотум недоверия оказались и члены проправительственных фракций. В тот же день палата большинством голосов (101 «за», 5 «против») отправила кабинет Исакова в отставку. Премьер-министру поставили в вину зимнюю аварию на столичной ТЭЦ, а также ряд нереализованных инициатив. Среди последних — неудачный контракт с чешской компанией «Лигласс Трейдинг» на строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС и разорванное в марте соглашение с китайскими инвесторами по проекту дорожной безопасности «Умный город».

Весь процесс, включая заседание комитета, пленарное заседание и подписание президентом указа об отставке правительства, занял чуть более трёх часов. Не менее стремительным оказалось появление на свет нового кабмина. Коалиция парламентского большинства выдвинула на пост премьера Мухаммедкалыя Абылгазиева, и 20 апреля палата разом утвердила структуру правительства, его состав и программу.

Свежеиспечённому премьер-министру 50 лет. Долгое время он проработал в системе Социального фонда, в 2010—2016 годах возглавлял эту структуру. В правительстве Жээнбекова (2016—2017 годы) Абылгазиев занимал должность первого вице-премьера, а после избрания своего «шефа» президентом был назначен руководителем его аппарата.

Презентованная новым премьер-министром программа озаглавлена претенциозно — «Единство. Доверие. Созидание». Как заявил сам Абылгазиев, в её центре стоит человек с его ключевыми потребностями. «Это будет касаться всех социальных направлений — здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и здорового образа жизни, — пояснил он. — На уровне государства будет обеспечено гарантированное государственное инвестирование в человеческие ресурсы — 7—10 процентов ВВП». Кроме того, глава правительства обещает уделить большое внимание развитию регионов и создавать рабочие места.

В то, что обещания воплотятся в жизнь, поверить, впрочем, сложно. Во-первых, Мухаммедкалый Абылгазиев не предлагает радикальной смены социально-экономического курса, без чего все благие пожелания останутся на бумаге. Во-вторых, новым новое правительство можно назвать с большой натяжкой. Большинство министров работали в прежних кабинетах и не прославились большими созидательными делами.

Таким образом, главное отличие нынешнего правительства от предыдущих заключается в его политической ориентированности. Сапар Исаков считался креатурой экс-президента Алмазбека Атамбаева, и в последнее время его действия всё чаще входили в противоречие с курсом нового главы государства — Сооронбая Жээнбекова. Это предопределило конфликт, в котором большая часть провластных депутатов приняла сторону нынешнего президента. В отличие от предшественника Мухаммедкалый Абылгазиев подчёркивает готовность работать плечом к плечу с Жээнбековым. Но если выгода от подобных политических игр для президента не вызывает сомнений, то польза для народа находится под большим вопросом.
http://gazeta-pravda.ru/issue/43-30686-26-aprelya-2018-goda/prezident-poluchil-loyalnoe-pravitelstvo/
Tags: Кыргызстан, Статьи
Subscribe

  • «Демократия» за колючей проволокой

    Очередные выборы в Израиле вряд ли завершат затянувшийся кризис. Перетягивание политического каната бьёт по интересам беднеющего населения и…

  • Хищник остаётся хищником

    Звучащие порой утверждения, что пандемия вынудит крупный капитал пойти на уступки трудящимся, являются наивной и вредной сказкой. Наоборот, для…

  • Осыпается позолота туркменского «рая»

    Руководство Туркмении признало существование серьёзных проблем в стране. Решительные шаги по их исправлению, однако, подменяются закреплением…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments