
РЕАЛИЗАЦИЯ самого масштабного и одновременно самого затянувшегося экономического проекта Таджикистана продолжается. Напомним, что год назад республика заключила контракт с итальянской компанией Salini Impregilo S.p.A на строительство Рогунской гидроэлектростанции. Спустя несколько месяцев состоялось перекрытие русла реки Вахш. Участие в работах принял сам президент, управлявший бульдозером. В ходе торжественной церемонии Эмомали Рахмон назвал это событие «светлым и лучезарным днём, когда закладывается фундамент для достижения национальных чаяний и светлого будущего Таджикистана».
И вот этот «фундамент» поднят на новый уровень, причём в прямом смысле. 15 июня подрядчики закончили сооружение нижней перемычки плотины. В ходе работ вынуто 2,4 миллиона кубометров грунта. Также, как сообщили представители руководства страны, завершается строительство машинного зала, который расположен буквально под землёй, в скальном массиве. Там будут установлены шесть гидроагрегатов мощностью 600 МВт каждый. Но вот когда они заработают, точно сказать сложно.
Согласно обнародованному ещё в прошлом году плану, первые два агрегата должны начать вырабатывать электроэнергию в 2018 году. Однако, посетив в мае строительную площадку Рогунской ГЭС, Эмомали Рахмон выразил неудовлетворение медленными темпами работы. По его словам, не выполнено в установленный срок 41 плановое мероприятие, что «создаёт серьёзную угрозу для запуска первого агрегата ГЭС до конца следующего года».
Итальянской компании после этого было поручено ускорить строительство, а чиновники принялись уверять, что план будет не просто выполнен, а перевыполнен. Заместитель председателя парламентского комитета по экономике и бюджету Баходур Акрамзода заявил о возможности запустить до конца 2018 года целых три агрегата. Мало того, по его словам, 200 специалистов из Харькова уже заняты монтажом двух турбин, а все необходимые средства выделены.
В этом есть большие сомнения. Собственных средств, а это миллиарды долларов, у Душанбе нет. В бюджете на текущий год на строительство станции выделено всего 1,7 миллиарда сомони (11,3 млрд рублей) — на 200 миллионов меньше, чем годом ранее. Чтобы привлечь дополнительные финансы, в Таджикистане начат выпуск государственных векселей. Общая сумма займа — 530 миллионов сомони (3,5 млрд рублей). Нечто похожее уже происходило несколько лет назад, когда в республике была объявлена национальная кампания по покупке акций Рогунской ГЭС. Разрешить проблемы финансирования эта инициатива, впрочем, не смогла.
Не полагаясь на свои силы, таджикские власти пытаются найти зарубежных инвесторов. В начале года выделить льготный кредит на строительство станции попросили Саудовскую Аравию. Для этого в королевстве побывал спикер парламента Шукурджон Зухуров. Другой высокопоставленный чиновник — министр иностранных дел Сироджиддин Аслов — в мае знакомил с проектом ГЭС руководство Евросоюза.
Но выделять деньги иностранные державы не спешат. В том числе из-за опасности испортить отношения с соседями Таджикистана. Как известно, против строительства станции выступало руководство Узбекистана. После смерти Ислама Каримова конфликт затих, но говорить о том, что он полностью исчерпан, не приходится. В начале июня вице-спикер узбекского парламента Борий Алиханов заявил, что Ташкент выступает за «рациональное и справедливое использование трансграничных водотоков на основе норм международного права». «Это касается и Рогуна, и других гигантских гидротехнических сооружений, которые находятся в бассейне Аральского моря… Это единая экосистема, которую необходимо тщательно беречь», — добавил он.
Мнение Алиханова, которое опубликовали все ведущие СМИ Узбекистана, пусть и в более мягкой форме, но повторяет традиционные претензии официального Ташкента. Там, напомним, неоднократно повторяли, что строительство Рогунской ГЭС нарушит водный баланс и негативно скажется на экологии.
Какое бы значение ни придавали в Душанбе завершению проекта, одного желания здесь мало. Успешное возведение станции зависит от множества факторов, и часть из них для Таджикистана — явно негативные.
http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/65-30562-22-iyunya-2017-goda/svetloe-budushchee-pod-voprosom/