Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

РЕФОРМА, ВЕДУЩАЯ К ОБНИЩАНИЮ

Одним из важных элементов ухода государства из социальной сферы является пенсионная реформа. Подготовка к ней идет полным ходом. Нас уверяют, что накопительная система сможет исправить кризисную ситуацию в этой области. Но это не так. В результате реформы произойдет еще более масштабное обнищание старшего поколения. Но и нынешняя, распределительная, система, показала свою неэффективность. Выходом может стать возврат к государственной системе выплаты пенсий. 

ВТОРОЙ ЭТАП РАЗРУШЕНИЯ

 

Кыргызстан захлестнула вторая крупная волна реформ. Первая началась еще в начале 90-х, когда основной упор был сделан на реформировании экономической системы. К чему это привело, говорить, наверное, не стоит. Руководствуясь советами международных финансовых институтов и собственным желанием нагреть руки, руководство фактически угробило хозяйство страны. Приватизация привела к тому, что Кыргызстан перестал быть индустриальной страной, планомерному уничтожению подверглись крупнейшие и нередко уникальные производства. Как результат, доля людей, занятых в промышленности, опустилась ниже 10 процентов от общего числа занятых. Почти в пять раз меньше, чем в так называемой сфере услуг. Как в беднейших странах Африки и Азии! Вот они – плоды реформы.

Занимаясь разрушением экономики, власть до поры до времени в социальную сферу не лезла. Та была оставлена «на второе». Да и одновременный уход государства из экономики и «социалки» наверняка вызвал бы народное возмущение. Так что верхи под чутким руководством заграничных советчиков сделали своеобразную паузу. Однако пауза вовсе не означала отказа от общего сценария. Сценарий этот как существовал, так и существует. Что при Акаеве, что при Бакиеве. Его главная цель – полное сложение государством своих полномочий, перевод экономики и социальной сферы на рыночные рельсы. В условиях Кыргызстана это означает прогрессирующее обнищание общества и возможный распад страны.

Второй акт этого жуткого спектакля начался с приходом новой власти. Той самой власти, которая в марте 2005-го проклинала акаевский режим и его политику. В том числе политику полукриминальной приватизации. Только очень скоро выяснилось, что сущность и у старого, и у нового руководства одна. Заставляющая пускаться «во все тяжкие» с целью набить свой карман, испытывающая отвращение ко всему, что связано с работой ради блага народа и страны. Поэтому социально-экономический курс после непродолжительного периода антиакаевской демагогии был избран тот же. Главные его составляющие – окончательная приватизация госпредприятий и разгосударствление «социалки». В прошлых статьях мы уже писали об этом. Сегодня более подробно остановимся на пенсионной реформе.

Об этой реформе (а именно, введении накопительной пенсионной системы) говорится давно. Ее необходимость, кстати, денно и нощно отстаивают наши «добрые» доноры. Те самые, которые в свое время не менее упрямо настаивали на приватизации промышленности и прочих «прелестях» нашего демократического лихолетья. Но о них позже. Пока – самая свежая новость. Как заявил руководитель Социального фонда Марат Султанов, уже в следующем году в Кыргызстане начнет действовать накопительная система. В чем заключаются основные новации? Каждый человек теперь будет сам для себя отчислять часть дохода в накопительный фонд – на свой счет. 2 процента (в перспективе – 10) – обязательно. Остальное по своему усмотрению и возможностям. Накопительные фонды будут частными. Государство из этой сферы уходит…

Разъяснение необходимости реформы – в том же русле, к какому мы уже привыкли. Мол, нынешняя система никуда не годится. Надо ее менять, надо что-то делать. Но почему делать нужно именно так, как предлагает власть, а не иначе, почти не говорится. В качестве аргументов приводятся несущественные, по большому счету, новшества. Мол, накопленные средства можно будет передавать по наследству. Главная же суть реформы, как всегда, скрывается под густым туманом. Сильные подозрения вызывают и забугорные лоббисты реформы в лице Международного валютного фонда и Всемирного банка. Действительно ли заинтересованы они в процветании нашей страны? Очень сомнительно. Характерный штрих. Совсем недавно президент принимал руководителей этих организаций – Томаса Мозера и Мишеля Мордасини. И что же? Какова их оценка политика кыргызстанских властей? Как было заявлено, «миссии Всемирного банка и Международного валютного фонда положительно оценивают усилия Кыргызстана». В частности, оказывается, у нас успешно выполнена программа по сокращению бедности, не менее успешно развивается экономика. И вообще состоянию последней персоны из МВФ и ВБ дали весьма позитивную оценку. Ну и как, на ваш взгляд, адекватны их суждения? Достаточно посмотреть вокруг, да и исследовать собственный карман, чтобы ответить «Нет!». Выходит, западные доноры руководствуются в отношении нас формулой «Чем хуже, тем лучше». Для них, может, и лучше. Им нужна слабая и зависимая страна. А для нас? Наоборот. Интересы народа, таким образом, входят в противоречие с политикой МВФ и ВБ. Так стоит ли тогда выполнять их рекомендации относительно пенсионной реформы, слепо следовать за поводырем, который ведет к пропасти? Тем не менее, выполняют. Тем не менее, следуют…

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ВОПРОС

 

Нынешняя пенсионная система далека от идеала. С этим мало кто спорит. Но и она является плодом либеральных реформ, отказа от советской системы. Этот переход хорошо описал Сергей Кара-Мурза: «При советском строе пенсии были государственными и выплачивались из госбюджета. На обеспечение пенсий шли все доходы и все достояние государства. Никаких вычетов из доходов граждан на финансирование пенсий не производилось. Верховный Совет СССР горбачевского созыва отменил советский тип пенсии и учредил Пенсионный фонд [в нашем случае – Соцфонд] – что-то среднее между налоговым ведомством и банком. Сколько сумеют собрать в этот «фонд» с ныне работающих людей – столько и разделят между пенсионерами. Это назвали распределительной системой – мол, собрали и распределили. А госбюджет уже за пенсии не отвечает. Таким образом, первым шагом в реформе было возложение обязанности формировать денежный фонд для выплаты пенсий только на ныне работающую часть населения. Когда эту обязанность несло государство, то деньги старикам на пенсию собирали все поколения нашего народа, включая наших предков и потомков. Это было наше «общее дело». Речь идет о фундаментальном изменении. Формирование пенсий старикам – не политика и не экономика, это тип бытия и отношений между поколениями. Вопрос о том, как кормятся старики, определяется всей культурой народа. В тех культурах, где человек не стал, как в протестантизме, свободным индивидуумом – изолированным «атомом» - осталось понятие «народ». Народ вечен, пока в нем есть взаимные обязательства поколений. Одно из них заключалось в том, что трудоспособное поколение в целом кредитует потомков – оно трудится, не беря всю плату за свой труд. Иногда эта его лепта в благополучие потомков очень велика. Так это было, например, у поколений, которые создавали советское хозяйство в период индустриализации и защищали страну в Отечественной войне. Обязательство потомков – обеспечить достойный кусок хлеба тем людям из предыдущего поколения, кто дожил до старости. Обеспечить всему поколению, а не отдельному человеку («лично моему отцу»). В СССР это воплощалось в государственных пенсиях. Часть данного предыдущим трудоспособным поколением кредита возвращалась ему в виде пенсий. Только часть! Остальное шло на развитие страны, уже для внуков… Так вот, в СССР та часть общественного долга старикам, которая возвращалась им в виде пенсий, распределялась, в общем, на уравнительной основе. Однако такая «уравниловка» нисколько не мешала тем, кто неплохо зарабатывал и был бережлив, откладывать на старость в сберкассе – советская власть вкладов не воровала. И у многих пенсионеров водились деньжата – все мы это помним, все мы у них занимали. У нас же без всяких рассуждений реформу начали с того, что переложили бремя собирания денег на пенсии старикам со всего народа, со всех его поколений лишь на малую частицу народа – на ныне живущих работающих граждан».

Следующим этапом (который и осуществляется сегодня) стало отстранение от этого дела даже нынешнего поколения. Отныне каждый индивид должен будет копить себе на пенсию сам. Он не должен надеяться ни на народ, ни на товарища по поколению, не должен поддерживать его из своих накоплений, как все-таки было и при распределительной системе. Это полностью рассыпает народ, расчленяет его на несвязанные друг с другом атомы. Вековые традиции нашего народа приносятся в жертву неолиберальной концепции, от которой и на Западе-то многие воротятся!

Сторонники реформы приводят такой довод: дескать, пожилых становится слишком много по сравнению с молодыми, а деньги для пенсий берутся сейчас из зарплаты работающей молодежи. Да, аргумент не в пользу нынешней системе. Но и реформу он вовсе не оправдывает. Выходом было бы возвращение к государственной пенсионной системе, когда средства на пенсии берутся из всего производимого обществом продукта, а в его производстве «работают» ресурсы, созданные трудом большого числа поколений. «Пенсию себе нынешние старики заработали сами, создавая производственные мощности, выплавляя сталь, обучая детей, - продолжает Кара-Мурза. – Более того, в их пенсии – труд их отцов и дедов. При чем здесь зарплата нынешних работников?». Приведем пример. Каскад Нарынских ГЭС строился в 1960-80-е годы и сегодня хоть со сбоями, но приносит доход государству. Так почему пенсия строителя тех ГЭС должна зависеть от зарплаты какого-нибудь сегодняшнего шалопая, служащего охранником?

Нам говорят: государство сегодня бедно и не может обратно взять на себя выплату пенсий. Но кто в этом виноват? Виновата власть, разрушившая развитое народное хозяйство, передающая все общество в руки рынка. Да и деньги-то есть. Только тратятся они не на нужды людей, а на особняки и поездки за границу. Не будем забывать, что на советскую, государственную пенсию можно было купить 400 литров молока или 431 кг пшеничного хлеба. Сейчас средней пенсии хватает на 34 литра молока и чуть более 50 кг хлеба. Падение в 10 раз! Так что эффективнее и справедливее государственной пенсионной системы не придумать. Но для этого власть должна быть заинтересована в процветании государства, работать ради его развития, сменить путь, по которому движется Кыргызстан. Нынешнее руководство на это не способно. Выводы очевидны. Реальная причина кризиса пенсионной системы – курс либеральных реформ, по которому ведут страну. Передача собственности в руки ничтожного меньшинства, безработица, вынужденная миграция сотен тысяч наших граждан на заработки в другие государства. Вот где причина, вот где собака зарыта! Вот что надо менять!

 

НЕ ВЫХОД!

 

Введение накопительной системы проблемы решить не сможет. Наоборот, усугубит. Во-первых, в нашем менталитете (в отличие от англо-саксонского) слабо развита ценность накопительства. Например, в Испании – стране с глубокими католическими традициями – введение накопительной пенсионной системы привело к тому, что более 60 процентов стариков оказались за чертой бедности. Пришлось исправлять. Пенсионные фонды остались: копи, кто хочет. Но государственную систему трогать не дают…

Во-вторых, постоянно откладывать не позволяют крайне нестабильные и невысокие доходы подавляющего большинства граждан. С чего копить? И что значит термин «обязательные отчисления»? Как их сделать обязательными? Сажать человека за то, что он не отчислил процент с зарплаты? Если же это будет организация, в которой человек работает, ситуация останется той же самой: «черные» и «серые» кассы, зарплата в конвертах и т.п. Кстати, не будем забывать, что деньги, которые люди должны копить себе на старость, будут использовать так называемые «управляющие» компании в своих коммерческих проектах. То есть как бы брать у пенсионеров их накопления взаймы и выплачивать затем некоторый процент от полученной прибыли. Или же заставляя пенсионеров расплачиваться за убытки или хищения компании. Что гораздо вероятнее, зная реалии Кыргызстана. Трудно верится в то, что эти компании будут существовать и через 20, и через 30 лет. Скорее они станут жертвами передела собственности, разорятся или окажутся очередными мошенниками вроде «Рентон-групп». Кроме того, накопительная система может более или менее нормально работать только при условии надежной защиты накоплений от инфляции. Между тем даже при нынешнем официальном уровне инфляции (20 процентов в год) за десять лет они «похудеют» в шесть раз, за двадцать лет – почти в сорок раз.

Власть в который раз с невероятно тупым упорством пытается всунуть наше общество в чужое платье. Наплевав на то, что мы – другие. Итак уже ограбив тех, кто развивал нашу страну, возводил заводы и пахал поля, она теперь и вовсе сбрасывает с себя обязанность заботиться о народе. С этой целью и проводится пенсионная реформа. Впрочем, неверно называть ее «пенсионной». Пенсии отменяются. Вот вам и реформа! Накапливайте на старость сами! А кто не накопил, пусть подыхает с голоду! Вот что нам предлагается. Впрочем, второй вариант куда возможнее. Потому что накопления наверняка будут украдены. Уж что-что, а это наша власть умеет делать мастерски!

Tags: Статьи
Subscribe

  • Виртуозы политических игрищ

    Две республики Центральной Азии готовятся к выборам. Жителям Узбекистана предстоит избрать президента, граждане Киргизии будут голосовать за…

  • Конвейер лжи и террора

    Индия переживает новый подъём протестного движения. Миллионы людей отвергают неолиберальный курс, обернувшийся катастрофой. Власть пытается…

  • Политическое сватовство с дальним прицелом

    США не оставляют надежд на закрепление в Центральной Азии. В регион зачастили американские дипломаты и военные, не скупящиеся на обещания…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments