
Капитализм прибегает к привычному средству: решать собственные проблемы за счёт развязывания конфликтов и провоцирования военной истерии. Главным объектом давления в последние дни стала Северная Корея, которой США угрожают применением силы. В Пхеньяне на уступки идти не собираются, хорошо понимая, что за этим последуют новые ультиматумы.
Военная дубинка современных варваров
Разговоры о возможном начале новой мировой войны ведутся давно, но никогда эта тема не обсуждалась так бурно, как в последние недели. Сразу после нанесения удара по сирийской базе Шайрат Вашингтон резко усилил давление на Корейскую Народно-Демократическую Республику — ещё одного «изгоя», по циничной терминологии американских стратегов. Всё началось с «утечек» в СМИ. Американские издания вроде «Уолл-стрит джорнэл» со ссылкой на влиятельные, но неназванные источники принялись утверждать, что в ответ на испытания Пхеньяном ядерного оружия и баллистических ракет в Белом доме разрабатывают планы военной кампании и обсуждают их с ближайшими союзниками в регионе: Японией и Южной Кореей.
Не менее резонансной стала информация телеканала «Эн-би-си» о «методах воздействия» на КНДР, представленных Дональду Трампу Советом национальной безопасности США. Этот план, по данным журналистов, включает размещение в Южной Корее американского ядерного арсенала, диверсии с целью выведения из строя ключевых объектов северокорейской инфраструктуры, а также спецоперацию по физической ликвидации лидера страны Ким Чен Ына.
Затем настал черёд заявлений непосредственно от официальных лиц. По словам Трампа, «нельзя позволить КНДР иметь ядерное оружие». «Пока у них нет средств доставки, но они у них будут», — заявил он, добавив, что США готовы сами «разрешить эту проблему». Зловещий смысл подобных высказываний усугубляли действия Вашингтона на Корейском полуострове. В марте американские и южнокорейские войска начали масштабные учения «Фоул игл» и «Ки ризолв» с участием всех родов войск. 17 апреля к ним добавились совместные манёвры военно-воздушных сил, продлившиеся до 28-го числа. Как уже писала «Правда» («Корейский детонатор» в №24 от 10—13 марта с.г.), эти учения представляют собой реальное развёртывание войск, отрабатывающих наступательные операции против КНДР, включая захват Пхеньяна. Место их проведения — Южная Корея. Однако, учитывая, что манёвры проводятся в приграничной зоне, а также в спорных водах, они могут в любой момент превратиться в подлинное противостояние. Тревогу по этому поводу в очередной раз выразил постпред Северной Кореи в ООН Ча Сон Нам. По его словам, учения могут вылиться в реальную войну, причём войну ядерную.
Преувеличением это не является. Нынешние манёвры беспрецедентны по своему размаху. В них задействованы не только обычные виды вооружений, но также атомные подводные лодки и стратегические бомбардировщики, способные нести ядерные боезаряды. Наконец, на учения прибыла авианосная ударная группа ВМС США в составе тяжёлого атомного авианосца «Карл Винсон», двух ракетных эсминцев и ракетного крейсера. Подобная масштабность объясняется тем, что в ходе нынешней серии учений отрабатываются в том числе возможности экстренного наращивания американских войск «в случае чрезвычайных обстоятельств».
То, что эти «обстоятельства» могут наступить в любой момент и Северная Корея рискует оказаться объектом нападения, в Вашингтоне демонстрируют всеми возможными способами. И с помощью пресловутых «утечек» в СМИ, и самым что ни на есть прямым текстом. Посетивший Сеул вице-президент США Майк Пенс напомнил о «решительных и сильных действиях нового американского президента в Сирии и Афганистане» (имеются в виду удар по базе Шайрат и применение бомбы GBU-43, названной «матерью всех бомб»). Как добавил Пенс, Северной Корее лучше не испытывать степень решительности Трампа. В Японии, которую вице-президент посетил следом, он высказался столь же воинственно: «Мир достигается силой!» В доказательство этих слов Вашингтон вновь стянул к полуострову ударную группу во главе с «Карлом Винсоном». В марте она уже принимала участие в учениях «Фоул игл», а 23 апреля стартовали её манёвры с японскими силами самообороны.
Скрытые механизмы конфликта
Размахивая дубинкой, Соединённые Штаты преследовали сразу несколько целей. Во-первых, запугать Пхеньян и проверить его реакцию для выработки дальнейшей политики. То же самое — только в отношении России — США проделали 7 апреля в Сирии. В отличие от Москвы, руководство Северной Кореи продемонстрировало твёрдость. Как заявили в МИД КНДР, «в ответ на действия провокаторов Пхеньян с помощью мощного оружия примет самые решительные контрмеры, чтобы обеспечить защиту государства и следовать по избранному нами пути». В Пхеньяне спокойно перечислили цели ответных ударов в случае агрессии. Среди них не только американские базы в Южной Корее и Японии, но и сама территория США. «КНДР способна стереть Соединённые Штаты с лица земли», — предупредила северокорейская правительственная газета «Нодон синмун».
В Вашингтоне, очевидно, были сильно озадачены таким ответом. Иначе трудно объяснить резкое изменение риторики американского руководства. «Надеюсь, он (Ким Чен Ын. — С.К.) хочет мира, и мы хотим мира, и это будет окончательным решением, но мы должны посмотреть, что будет», — заявил Трамп, который незадолго до этого грозил Пхеньяну войной.
Второй целью стала внутриполитическая ситуация в Южной Корее. После импичмента президента Пак Кын Хе в стране объявлены новые выборы. Голосование пройдёт 9 мая, и наибольшие шансы на победу имеет кандидат от левоцентристской Демократической партии Мун Чжэ Ин. Для Вашингтона и поддерживаемых им правых сил в Сеуле такой исход неприемлем. Мун Чжэ Ин выступает за дипломатическое разрешение споров с Пхеньяном и прямые переговоры с Ким Чен Ыном. Речь, таким образом, идёт о возвращении к политике «Солнечного тепла», проводившейся президентом Ким Дэ Чжуном (1998—2003 гг.) и направленной на сближение двух государств. Кроме того, в отличие от своих соперников, Мун Чжэ Ин отказался поддержать размещение в стране американской системы ПРО THAAD, заявив, что этот вопрос должно решить будущее правительство. Разжигая военную истерию, США пытаются дискредитировать сторонников нормализации отношений с КНДР и протолкнуть в президентское кресло вполне устраивающего их кандидата Ан Чхоль Су.
Наконец, провоцирование конфликта направлено против Китая. Используя «северокорейскую угрозу» как повод, США наращивают в регионе своё военное присутствие. В прошлом месяце в Южную Корею начались поставки компонентов ПРО THAAD. Сообщается, что до лета ракеты будут поставлены на боевое дежурство. В Пекине вполне обоснованно называют эти действия угрозой национальной безопасности КНР. Помимо этого, в Вашингтоне намекают на возможность размещения в Южной Корее и Японии ядерного оружия на постоянной основе. О переговорах на эту тему заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон, при этом потребовавший от КНДР немедленного сворачивания разработки ядерного оружия и баллистических ракет. Но этот сигнал был явно послан не только Пхеньяну, но и Пекину, рассматриваемому нынешней американской администрацией в качестве главного противника.
Вашингтон также хочет заставить Китай отказаться от поддержки союзника. Западные СМИ развернули громкую информационную кампанию, пытаясь убедить весь мир в том, что Пекин якобы дрогнул и готов вместе с американцами бороться за разоружение Пхеньяна. Это большое преувеличение. Действительно, Китай осуждает северокорейские ядерные испытания, но предавать КНДР не собирается. 23 апреля состоялся телефонный разговор Председателя КНР с Трампом. Си Цзиньпин призвал США к сдержанности, посоветовав «избегать шагов, которые могут усилить напряжение». По его словам, разрешить проблему можно только путём диалога. Ранее Китай посетила северокорейская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Ли Гиль Соном. В ходе переговоров глава МИД КНР Ван И заявил, что Пекин намерен укреплять дружественные отношения с КНДР.
Нельзя забывать о Договоре о сотрудничестве и дружбе, заключённом в 1961 году. В соответствии с ним Китай обязался в случае нападения на Северную Корею оказать соседу немедленную военную помощь. В последний раз договор был продлён на двадцатилетний срок в 2001 году.
О том, какую позицию может занять Пекин в случае дальнейшей эскалации конфликта, говорится в редакционной статье ведущего китайского издания «Хуаньцю шибао». С одной стороны, в ней критикуется упрямство Пхеньяна, который собирается продолжать ракетные пуски и ядерные испытания, давая тем самым США повод для усиления нажима. С другой — содержится предупреждение Вашингтону и его союзникам о недопустимости атак на КНДР. В случае начала вторжения, указывается в статье, Китай вынужден будет вмешаться «с применением военной силы». В качестве компромисса издание предлагает «размен», о котором, кстати, неоднократно говорили и сами северокорейские власти: отказ от ядерных испытаний в обмен на прекращение американо-южнокорейских манёвров.
Кара за самостоятельность
Но никакие здравые компромиссы Белому дому, видимо, не нужны. Там продолжают нагнетать обстановку. 25 апреля к авианосной группе во главе с «Карлом Винсоном» присоединилась атомная подводная лодка «Мичиган», вооружённая ракетами «Томагавк». Днём ранее Вашингтон инициировал созыв специального заседания Совбеза ООН. «Северная Корея — это большая проблема для всего мира, — заявил Трамп на встрече с дипломатами. — И эту проблему мы должны, наконец, разрешить. Нынешний статус-кво неприемлем, и Совет Безопасности должен ввести дополнительные, более строгие санкции, чтобы противодействовать корейской ядерной программе и программе по изготовлению баллистических ракет». В свою очередь, постпред США при ООН Никки Хейли пригрозила, что Вашингтон нанесёт удары по КНДР в случае испытания Пхеньяном баллистических ракет.
Характерно, что, требуя от Северной Кореи прекратить разработку ракетных технологий, США всячески потворствуют аналогичным попыткам Сеула. В начале апреля Южная Корея провела испытания баллистической ракеты «Хенму», способной преодолевать расстояние в 800 километров.
Северная Корея в свою очередь провела 25 апреля крупные артиллерийские учения, приуроченные к 85-й годовщине создания вооружённых сил. Выбор места не случаен. Стрельбы проводились в районе города Вонсан, расположенного на берегу Японского моря. Именно в его акватории находится сейчас американская эскадра. Также в Пхеньяне предупредили, что в силах потопить хвалёный американский авианосец, если США продолжат агрессивные действия.
Решая свои задачи, мировой капитал в лице Вашингтона ставит Корейский полуостров — и, шире, весь мир — на грань войны. Наказанию подвергаются любые попытки независимого развития и самостоятельных шагов. На Северной Корее сегодня обкатываются методы, которые завтра могут быть применены в Иране, Венесуэле и России. Вот только хватит ли у Кремля смелости защищать суверенитет так же, как это делает Пхеньян?
http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/45-30542-28-aprelya-3-maya-2017-goda/poluostrov-u-cherty-voyny/