Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Categories:

Ташкент рискует своей независимостью

Власти Узбекистана объявили о начале реформирования всех систем государственного устройства. Целью утверждённой стратегии является повышение эффективности экономики и госуправления. Некоторые инструменты достижения этой задачи, однако, вызывают сомнения.

ЕДВА ПРИДЯ к власти, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев стал делать резонансные заявления о необходимости глубоких изменений. Нет, правильность политики Ислама Каримова сомнению не подвергается. Критика предшественника автоматически ударила бы по самому Мирзиёеву, который с 2003 года занимал пост председателя правительства. Наоборот, в республике увековечивают память скончавшегося в прошлом году первого президента: его именем уже названы ташкентский аэропорт, столичный технический университет, автомобильный завод и множество улиц во всех регионах. Вместе с тем своими инициативами Шавкат Мирзиёев вносит серьёзные коррективы в доставшееся ему наследство.

Ярким примером является Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития в 2017—2021 годах. Президент утвердил её своим указом, опубликованным местными изданиями 8 февраля. Полный текст программного документа пока неизвестен, но, насколько можно судить по самому указу и комментариям узбекских СМИ, «перенастройке» должны быть подвергнуты чуть ли не все детали государственного механизма. Речь идёт об усилении роли парламента в модернизации страны, о сокращении госрегулирования экономики, об укреплении значения институтов гражданского общества и средств массовой информации. Отдельное внимание уделено реформированию судебно-правовой системы в направлении «подлинной независимости судебной власти». Кроме того, стратегия затрагивает проблемы внешней политики. Основными её приоритетами объявляются создание вокруг Узбекистана «пояса безопасности, стабильности и добрососедства», а также взаимовыгодная и конструктивная дипломатия, нацеленная на укрепление суверенитета страны.

Утверждённая стратегия будет реализована в пять этапов. Каждый из них предусматривает отдельную ежегодную госпрограмму, разрешающую тот или иной блок проблем. Например, нынешний 2017-й объявлен Годом диалога с народом и защиты интересов человека. В его рамках власть обещает придать особое значение развитию социальной сферы: повышению заработной платы, пособий и пенсий, решению вопросов занятости, обеспечению граждан доступным жильём, совершенствованию систем образования и здравоохранения.

Что касается более конкретных проектов, то новое руководство республики собирается сосредоточить внимание на развитии нескольких перспективных отраслей — текстильной промышленности, фармацевтики, производства строительных материалов и плодоовощной продукции, а также туризма. За счёт создания здесь новых рабочих мест планируется трудоустроить почти миллион человек. Благо недостатка в рабочих руках нет: в России трудятся около двух миллионов мигрантов из Узбекистана. Для их возвращения на родину правительство приняло специальную программу.

Среди отраслей, которые могут принять вернувшихся граждан, называют автопром. В республике действуют несколько совместных предприятий по выпуску автомобилей с участием американских («Дженерал моторс»), японских («Иточу», «Исузу») и немецких (МАН) корпораций. Однако в последнее время отрасль испытывает большие проблемы: объём производства за три года снизился почти втрое. На посвящённом этому вопросу заседании правительства Шавкат Мирзиёев заявил о важности перехода к принципиально новой системе развития автопрома, подразумевающей отказ от «отвёрточной сборки» в пользу полного цикла производства. По словам президента, необходимо сократить себестоимость и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

Заговорили в Узбекистане и о создании собственного военно-промышленного комплекса. Поздравляя военнослужащих с 25-летием образования вооружённых сил, Мирзиёев заявил о планах модернизации армии. Особое внимание, по его словам, будет уделено укреплению военно-воздушных сил и системы ПВО, совершенствованию подготовки военных кадров и переоснащению войск современными видами вооружения. «Считаю, что пришло время приступить к созданию собственного военно-промышленного комплекса, — сообщил президент. — В этом плане необходимо проработать вопрос образования… соответствующего государственного органа, ответственного за реализацию единой политики в области оборонной промышленности, передав в его состав все ремонтные предприятия министерства обороны, а также Чирчикский авиационный ремонтный завод и госпредприятие НПО «Восток».

Но, говоря о развитии промышленности, узбекские власти делают упор на приватизацию и привлечение иностранных инвестиций. Масштабное разгосударствление было запущено ещё при Исламе Каримове, когда правительство объявило о намерении выставить на продажу десятки крупных предприятий — «Навоиазот», «Кызылкумцемент» и т.д. Как отчитался недавно Госкомитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, в прошлом году было приватизировано 609 госактивов на общую сумму 175 миллиардов сумов (3 млрд. рублей). Кроме того, на публичных торгах находится ещё свыше четырёхсот активов.

Но этого новому руководству страны показалось мало. В январе президент подписал указ «О мерах по дальнейшему упрощению и ускорению реализации объектов государственной собственности для использования в предпринимательских целях». Документ значительно облегчает процедуру приватизации. Так, руководителям регионов предоставлено право принимать решения о продаже нестратегических объектов госсобственности, в том числе по «нулевой стоимости». Другими словами, частники смогут получать предприятия даром, лишь беря на себя обязательства по инвестированию средств. Резко сокращается перечень документов, требуемых от участников торгов, запрещается инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов приватизации. Договоры купли-продажи разрешено заключать, даже если заявку подал единственный участник.

Помимо этого, Ташкент намерен активно привлекать средства международных финансовых институтов. Как заявил заместитель министра экономики Шухрат Исмаилов, в ближайшие пять лет планируется взять кредиты на сумму почти 8 миллиардов долларов. Основными донорами должны стать Всемирный банк, Азиатский и Исламский банки развития.

Курс на либерализацию экономики чреват серьёзными рисками. Ослабив госсектор и попав в зависимость от иностранных доноров, Ташкент рискует своим внеблоковым статусом и независимой внешней политикой.
http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/19-30516-21-27-fevralya-2017-goda-/tashkent-riskuet-svoey-nezavisimostyu/
Tags: Статьи, Узбекистан
Subscribe

  • Станция Бишкек I. Экскурсия в прошлое

    На выходных побывали с сыном на железнодорожной станции Бишкек I. Известна она меньше, чем центральный вокзал (Бишкек II) и используется в…

  • Цветы в Пекине. Много и красиво

    Что мне особенно понравилось в Пекине - это обилие цветов. И не просто клумбы, но и сложные цветочные композиции. Судите сами:

  • Землетрясение

    Минут 15 назад сильно затрясло. Толчки продолжались минут 4-5. Качались люстры, звенела посуда... Оказывается, эпицентр - за 600 километров, в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments