Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Конституционная реформа в Казахстане

- Обращение Нурсултана Назарбаева о перераспределении властных полномочий в Казахстане - событие, несомненно, важное, потому что объявленная реформа отражает серьезные, но скрытые от глаз процессы в политической системе страны. Иначе говоря, конституционные изменения имеют скорее символический, чем реальный характер.

Ждать от Казахстана перехода к парламентско-президентской форме правления, как это произошло в 2010 году в нашей стране, а в 2015-м - в Армении, не стоит. Сам Назарбаев подчеркнул, что Казахстан остается президентской республикой. Внешняя политика, национальная безопасность, оборона и в целом стратегические функции остаются в руках главы государства. Правительству планируется передать полномочия по регулированию социально-экономических процессов, утверждению государственных программ. В свою очередь в парламенте победившая партия будет "решающим образом" (пока точно не известно, что скрывается за этой формулировкой) влиять на формирование правительства.

Это позволяет сделать вывод, что существующая вертикаль власти останется нетронутой. Чего-то другого ожидать сложно, поскольку и парламент, и правительство полностью встроены в эту вертикаль.

Например, в 98-местной нижней палате парламента (Мажилисе) 84 мандата принадлежат правящей партии "Нур Отан", а оставшиеся депутаты по всем основным вопросам поддерживают власть. Что изменится, если фракции "Нур Отан" дадут возможность участвовать в формировании правительства? Вопрос риторический.

Нечто похожее произошло в 2014 году в Узбекистане. Но и при Каримове, и при его преемнике Мирзиёеве Узбекистан остался страной с ярко выраженной президентской формой правления. Реформа 2014 года имела своей основной, хотя и закамуфлированной целью перераспределение полномочий перед лицом возможного ухода Каримова. Смена руководства в прошлом году показала, что принятые поправки облегчили путь к власти Шавкату Мирзиёеву. В частности, он смог опереться на имеющую крупнейшую фракцию в парламенте Либерально-демократическую партию – партию, неформальным лидером которой являлся много лет.

Казахстан, насколько можно судить по косвенным признакам, также переживает довольно острую борьбу за власть. Неожиданная отставка с премьерского поста Карима Масимова, которого многие считали наиболее вероятным преемником Назарбаева, назначение спикером Мажилиса Нурлана Нигматулина (еще один часто называемый кандидат в преемники) говорят о серьезных движениях в кулуарах власти. Таким образом, нынешняя реформа может стать отражением перераспределения сфер влияния.

Существенное влияние на кыргызско-казахские отношения сама по себе реформа окажет вряд ли. Но то, что за ней скрывается, безусловно, имеет важное значение для будущего как Казахстана, так и соседних с ним государств. Руководству Кыргызстана и экспертному сообществу нужно внимательно следить за процессами в Казахстане, чтобы ни один из будущих сценариев не стал неожиданностью.
http://zanoza.kg/doc/351523_chto_hotel_skazat_vchera_svoey_strane_nazarbaev_mneniia_politologov.html
Tags: Казахстан
Subscribe

  • Стратегическая слепота

    Карабахский конфликт подчеркнул беспомощность внешней политики Кремля. Уступки «трубной дипломатии» Турция воспринимает как…

  • Неоосманский империализм

    В карабахском конфликте появился новый участник. Правящий класс Турции продолжает стратегию неоосманизма, жертвами которой уже стали народы…

  • «Усовершенствованная бойня» за нефть

    Многолетний конфликт в Ливии переживает очередной перелом. Войска фельдмаршала Хафтара оставили почти весь запад страны. За этим поражением, как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments