Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Об ушедшем годе и не только...

1 Какими политическими событиями в стране вам запомнился уходящий год? Связываете ли вы надежды на улучшение жизни со следующим годом?

2 Глава КР с официальным визитом побывал в Индии. Также по приглашению президента Алмазбека Атамбаева нашу республику посетил президент Ирана Хасан Роухани. Что вы знаете об этих странах? В каких сферах наши страны могли бы выстроить сотрудничество?

3 Насколько активно граждане защищают свои потребительские права? Знаете ли вы, в какую инстанцию необходимо обращаться в случае нарушения ваших прав?

Сергей КОЖЕМЯКИН, журналист

1 Главным политическим событием уходящего года, по моему мнению, стал референдум по Конституции. В первую очередь потому, что переписывание Основного закона явилось неким водоразделом, ознаменовавшим начало нового этапа в развитии страны. В течение предыдущих шести лет группы влияния, собравшиеся вокруг президента и Социал-демократической партии, хотя бы частично соблюдали принятые в 2010 году «правила игры» и делили власть с другими партиями и стоящими за ними группами. Теперь же мы наблюдаем попытку сконцентрировать полномочия в узком кругу. Процесс принятия поправок в Конституцию показал, что правящая группировка ощутила свою силу и готова распрощаться с прежними союзниками. Внешним выражением этого явилось поведение Алмазбека Атамбаева, который больше не «стоит над схваткой», а открыто вмешивается в реформу, фактически продавив её. Теперь сконцентрировавшаяся вокруг президента и СДПК элита сможет безболезненно пережить смену президента в 2017 году и продолжить укрепление своей власти. Кыргызстану это не принесёт ничего хорошего, поскольку мы видим (может, в несколько замедленном виде) те же тенденции, что происходили при Акаеве и Бакиеве. Улучшения жизни в стране в Новом году я не жду. Даже официальная статистика вынуждена признать увеличение доли бедных граждан. Власть же вместо решения действительно насущных социально-экономических проблем занимается дележом полномочий и денежных потоков.

2 Расширение дипломатических контактов со странами мира, безусловно, положительный процесс. Тем более с соседями по континенту. Особенно отрадно, что власти Кыргызстана, наконец, стали укреплять отношения с Исламской Республикой Иран. Эта страна представляет собой уникальный пример соединения традиций и инноваций. Современный Иран – стремительно развивающаяся (даже несмотря на многолетние санкции!) страна с огромным научно-техническим и промышленным потенциалом. При этом государство ведёт независимую политику и успешно сопротивляется политическому, экономическому и культурно-идеологическому диктату Запада. Совместные проекты Кыргызстана и Ирана (в том числе в сфере энергетики, сельского хозяйства и т.д.) могли бы сыграть положительную роль для нашей страны. Индия также является динамично развивающимся государством, заинтересованным в выходе на рынок Центральной Азии. Сотрудничество в области фармацевтики – одно из перспективных направлений. Вместе с тем укрепление связей с Индией таит определённые риски. В последнее время власти этой страны пошли на сближение с США, которые пытаются превратить Дели в своего главного союзника в борьбе с Китаем. В этих условиях индийские власти могут попытаться втянуть Бишкек в антикитайские интриги, что является недопустимым. Однако давать какие-то чёткие прогнозы кыргызско-иранским и кыргызско-индийским отношениям очень рано. Прошедшие визиты могут стать толчком к их развитию, но могут и просто «повиснуть в воздухе», как это нередко бывало раньше.

3 К сожалению, в Кыргызстане система защиты прав потребителей находится в зачаточном состоянии. Главной причиной, на мой взгляд, является господство рыночных отношений и полный уход государства из сферы регулирования экономики. По сути, граждане остались один на один с бизнесом, который самостоятельно формирует правила и навязывает их покупателям товаров и услуг. Конечно, формально в республике существует «Закон о защите прав потребителей», но вот правоприменительная практика и система санкций за нарушения этого закона фактически отсутствуют. Как правило, попытки граждан добиться справедливости наталкиваются на непреодолимую стену: интересы бизнеса поставлены выше прав отдельного человека. А поскольку исполнительная, законодательная и судебная ветви власти тесно сращены с бизнесом, то отдельному человеку очень трудно бороться с этой системой. Насколько я знаю, обращаться можно в Антимонопольный комитет, Санэпиднадзор, в судебные органы, но эффективность этих органов мне видится довольно низкой. В том числе потому, что сам «Закон о защите прав потребителей» содержит в себе много лазеек для тех, кто продаёт товары и предоставляет услуги.
http://www.pr.kg/gazeta/number749/3092/
Tags: Индия, Иран, Кыргызстан, Мысли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments