
ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ пословицы «сапожник без сапог» Таджикистан является подходящим примером. Страна обладает огромными гидроэнергетическими ресурсами, оцениваемыми в 527 миллиардов кВт-ч в год и занимает по этому показателю восьмое место в мире. Из этого потенциала используется лишь мизерная часть — 17 миллиардов, что для нужд республики явно недостаточно. И если в весенне-летний период проблем с обеспечением электроэнергией не возникает и Душанбе экспортирует её излишки в соседние государства (Афганистан и Киргизию), то зимой в стране наступает кризис. Уменьшение речного стока и, как следствие, выработки электроэнергии вынуждает власти прибегать к веерным отключениям, продолжающимся обычно полгода — с октября до апреля.
Нынешний год не стал исключением. 1 ноября государственный холдинг «Барки Точик» объявил о введении лимитов на энергопотребление. «Снижение температуры привело к уменьшению проточности реки Вахш, что не позволяет вырабатывать нужный объём электроэнергии для полного удовлетворения внутренних потребностей», — заявили в пресс-службе компании. И уточнили, что ограничения коснутся только сельской местности. Впрочем, веерные отключения начались в Таджикистане намного раньше. Уже с 12 октября жители различных районов республики стали получать электроэнергию по 8—9 часов в сутки.
Другим неприятным «подарком» для жителей республики является значительное повышение тарифов на электроэнергию. Согласно решению правительства, с 1 ноября рядовые потребители стали платить 14,65 дирама (1,8 рубля) за 1 кВт-ч — на 16 процентов больше, чем раньше. Что касается предприятий, для них тариф составил 35,65 дирама (4,4 рубля). Единственное исключение сделано для Таджикского алюминиевого завода, в отношении которого по-прежнему будут действовать льготные ставки. Кроме того, с ноября увеличились тарифы на теплоснабжение для граждан и организаций.
Для жителей беднейшей республики СНГ рост тарифов является болезненным ударом. Чиновники же говорят о безальтернативности подобных мер, которые, по их словам, необходимы для поддержания в рабочем состоянии порядком изношенной инфраструктуры. Впрочем, это явно не единственная причина подорожания коммунальных услуг. Рост тарифов на электроэнергию был одним из условий Всемирного банка и МВФ для выделения Душанбе новых кредитов. Оказавшись в непростой экономической ситуации, таджикские власти, видимо, решили прибегнуть к очередным заимствованиям и выполнить требования доноров.
Последние шаги руководства свидетельствуют о том, что обещания превратить Таджикистан в энергонезависимую страну вновь отложены на неопределённое время. Ещё в 2011 году, выступая с посланием к народу, президент Эмомали Рахмон отвёл на решение проблемы три года. С тех пор прошло пять лет, а с «мёртвой точки» ситуация не сдвинулась. Решением проблемы может стать возведение Рогунской ГЭС, но даже при самом благоприятном раскладе первый ток она даст только в 2018 году. Пока же простым жителям предстоит, как и прежде, испытывать лишения и ждать выполнения обещаний.
http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/139-30490-13-14-dekabrya-2016-goda/energonezavisimost-otlozhena-v-dolgiy-yashchik/