Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Categories:

Неумеренные амбиции сеют новые катаклизмы

Киргизия входит в полосу политической турбулентности. Спровоцировав распад коалиции парламентского большинства, партия власти с трудом нашла новых партнёров по альянсу. В этих условиях руководство страны добивается изменения Конституции.

ОТНОСИТЕЛЬНО устойчивая политическая система, существовавшая в Киргизии последние несколько лет, стремительно разрушается. Способствовавший стабильности консенсус основных групп влияния дал серьёзные трещины. Его крушение грозит республике очередным переделом власти и собственности и, как следствие, новыми волнениями, сравнимыми с переворотами 2005 и 2010 года.

Главная причина кризиса — стремление к упрочению своего положения властной группировки, сплотившейся вокруг президента и Социал-демократической партии (СДПК). На протяжении шести лет с момента свержения режима Курманбека Бакиева она вынужденно делила полномочия с другими силами. Достаточно сказать, что вплоть до нынешнего года большинство премьер-министров являлись либо членами партий — партнёров СДПК по коалиции парламентского большинства, либо беспартийными. На сегодняшний же день и спикер Жогорку Кенеша (киргизского парламента), и глава правительства, и большинство других чиновников высшего ранга являются представителями партии власти. И это при том, что в 120-местной палате у социал-демократов лишь 38 мандатов. Сам Алмазбек Атамбаев формально приостановил членство в СДПК, но не скрывает своего особого к ней отношения, называя её «президентской партией».

Подобные авторитарные тенденции накапливались довольно долго, но не имели юридического оформления. Для того чтобы это исправить, и была инициирована конституционная реформа. Её главная цель — закрепить господство правящей группировки и избежать рисков, связанных с президентскими выборами в следующем году. Баллотироваться вторично Атамбаев не имеет права. Потому центр тяжести в принятии решений хотят перенести на правительство, по действующей Конституции имеющее ограниченные полномочия. В частности, премьер-министр сможет самостоятельно назначать и увольнять членов кабмина. Кроме того, в случае, если на должность премьера будет выдвинут депутат парламента, он сохранит не только свой мандат, но и право голосования на пленарных заседаниях. Увеличивается и контроль исполнительной власти над судебной системой.

В проект новой Конституции заложен ряд норм, играющих роль дамоклова меча над головами потенциальных противников власти. Так, в Основной Закон планируется включить статью о том, что должностные преступления, связанные с золоторудным месторождением Кумтор, не имеют срока давности. Репрессивным рычагом можно считать также поправку о возможном лишении человека гражданства Киргизии. Основания для этой процедуры в документе, однако, не указываются.

Попытки во что бы то ни стало продавить реформу и стали причиной правительственного кризиса. Игнорируя негласное правило, что президент должен стоять «над схваткой», Алмазбек Атамбаев не просто включился в агитацию, но и не устаёт «клеймить позором» оппонентов. «Те, кто кричат против Конституции, кричат против страны, — заявил он 20 октября. — Им не нужен свет в стране, дороги, им не нужна наша страна. Им нужен свой мандат, чтобы набивать свои карманы». Самый излюбленный ярлык власти — обвинения противников в службе интересам экс-президентов Акаева и Бакиева.

Несмотря на ожесточённые споры, 2 ноября Жогорку Кенеш принял в окончательном чтении законопроект о назначении референдума по новой Конституции. На следующий день свою подпись под документом поставил Алмазбек Атамбаев. Голосование должно состояться 11 декабря, в один день с выборами в местные органы власти.

Откровенное давление со стороны власти вызвало раскол коалиции правящего большинства. Сначала в оппозицию к СДПК и президенту стала партия «Ата Мекен», затем о несогласии с процедурой принятия новой Конституции заявила фракция «Онугуу—Прогресс». В результате 24 октября руководство фракции социал-демократов объявило о выходе из коалиции, что автоматически привело к её распаду. Официальное заявление СДПК больше напоминало полемический выпад, чем выдержанный в рамках политического этикета документ. «Мы не можем быть в одной коалиции с теми, кого связывают, как оказалось, общие интересы с Акаевыми и Бакиевыми и которые до сих пор выполняют их указания. С теми, кто идёт против национальных интересов страны», — говорится в заявлении.

Как и ожидалось, президент вручил мандат на формирование новой коалиции Социал-демократической партии. Однако эта задача оказалась не такой простой, как прежде. Найти замену бывшим партнёрам СДПК не могла почти две недели. Сначала переговоры велись с крупнейшей оппозиционной фракцией «Республика—Ата-Журт», однако непосредственно перед подписанием соглашения её лидер Омурбек Бабанов отказался объединяться с партией власти. В итоге с трудом сколоченная коалиция оказалась состоящей из трёх частей. В неё вошли СДПК, провластная фракция «Кыргызстан» и прежде оппозиционная «Бир Бол». Ирония судьбы заключается в том, что социал-демократы, ещё вчера метавшие молнии в «последышей Акаева и Бакиева», вынуждены пойти на союз с самой «бакиевской» фракцией парламента. В состав «Бир Бола» входят экс-премьер Игорь Чудинов, бывший министр финансов Акылбек Жапаров и другие крупные чиновники эпохи Бакиева.

Таким образом, партия власти оказалась в своеобразном вакууме, сумев за рекордно короткий срок растерять вчерашних союзников. Даже нынешнюю коалицию сложно назвать прочной. Во-первых, её большинство — не такое уже убедительное (67 депутатов из 120). Во-вторых, уже сейчас в ней нет внутреннего единства, необходимого для эффективной работы. Например, экс-лидер фракции «Кыргызстан» Канатбек Исаев публично критикует поправки в Конституцию.

Всё это создаёт благоприятные условия для ожесточённых политических схваток, которые будут обостряться при приближении президентских выборов. Не в пользу власти играет и продолжающийся экономический кризис в стране. Промышленное производство по итогам 9 месяцев нынешнего года снизилось почти на 5 процентов. Проект бюджета на 2017-й предусматривает сокращение расходов бюджетных учреждений на 1,5 миллиарда сомов (1,4 млрд. рублей).

Вознамерившись сконцентрировать власть в своих руках, правящая группировка рискует добиться противоположного результата. В условиях экономического спада и отсутствия реальных достижений Алмазбеку Атамбаеву и его окружению грозит судьба Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.
http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/130-30481-22-23-noyabrya-2016-goda/neumerennye-ambitsii-seyut-novye-kataklizmy/
Tags: Кыргызстан, Статьи
Subscribe

  • Кавказская западня

    Конфликт Баку и Тегерана отразил тревожные процессы на постсоветском пространстве. Пользуясь амбициями и зависимым положением элит, внешние силы…

  • Кровавые тени прошлого возвращаются

    В Узбекистане официально реабилитированы свыше ста репрессированных в советское время лиц, включая главарей басмаческого движения. Назвав их…

  • Виртуозы политических игрищ

    Две республики Центральной Азии готовятся к выборам. Жителям Узбекистана предстоит избрать президента, граждане Киргизии будут голосовать за…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments