
Мой комментарий относительно болезни Ислама Каримова и перспективам пост-каримовского Узбекистана.
Кыргызстанский эксперт, кандидат исторических наук Сергей Кожемякин в интервью Zanoza сказал, что новости, поступающие из Узбекистана, заслуживают пристального внимания, и неудивителен тот интерес, который проявляется к ним во всем мире.
"Никогда прежде информация о нездоровье Ислама Каримова не проникала в официальные СМИ республики, а все подобные слухи решительно опровергались либо самим президентом, либо другими органами государственной власти". - подчеркнул он.
Выводов из подобной откровенности эксперт делает два. Либо Ислам Каримов находится в критическом состоянии, и его окружение готовит общество к последующим неприятным известиям. Либо жизнь президента находится вне опасности, но государственные СМИ поспешили сообщить о его недомогании в связи с приближением 25-летнего юбилея независимости Узбекистана (1 сентября). Отсутствие Каримова на масштабных празднованиях породило бы еще большие толки, поэтому информация была обнародована заранее.
"Так что списывать главу соседней республики со счетов я бы не спешил. Однако рано или поздно с реальностью транзита власти Узбекистан все же столкнется. Каким бы ни было здоровье Каримова в данный момент, возраст (78 лет) не позволяет надеяться на его существенное улучшение", - констатирует эксперт.
Давать апокалиптические прогнозы относительно пост-каримовского Узбекистана я не стану. Вопрос преемственности власти занимает властные и околовластные группировки в соседней республики давно, о чем свидетельствует развернувшаяся в последние годы "зачистка" окружения президента. Разгром бизнес-империи Гульнары Каримовой свидетельствует о том, что политическое поле Узбекистана подготавливается к смене лидера, а договоренность между кланами, вполне вероятно, уже достигнута.
Что касается преемника, то наиболее часто назывались кандидатуры председателя СНБ Узбекистана Рустама Иноятова, премьер-министра Шавката Мирзияева и его заместителя Рустама Азимова.
"Наиболее серьезными видятся шансы Мирзияева, - прокомментировал Кожемякин. - В последнее время он становился все более публичной фигурой, иногда даже затмевая президента. О влиятельности премьера говорит и тот факт, что подконтрольная ему Либерально-демократическая партия побеждала на трех последних выборах и фактически превратилась в правящую партию. Что касается Азимова и в особенности Иноятова, то по уровню публичности и "медийности" они сильно уступают Мирзияеву.
Кардинальных изменений внутренней и внешней политики смена президента принесет вряд ли. Консенсус ведущих кланов и группировок говорит в пользу преемственности курса на достаточно жесткую внутреннюю политику, относительную автаркию экономики и лавирование между глобальными центрами силы, если говорить о политике внешней. Если реформы и будут проводиться, то по примеру соседнего Туркменистана, т.е. крайне медленно и осторожно.
В отношении Кыргызстана политика Ташкента также не претерпит больших изменений. К сожалению, инерция нынешнего уровня сотрудничества, часто напоминающего "холодную войну", слишком сильна, и новое руководство Узбекистана вряд ли сделает серьезные шаги к потеплению отношений с Кыргызстаном.
http://zanoza.kg/doc/343756_bolezn_islama_karimova._naskolko_vse_serezno.html