Эта личность играет в новейшей истории Турции особую роль. Гюлен является идейным наследником мощного полуподпольного течения «Нурджулар», основанного ещё в первой половине прошлого века богословом Саидом Нурси для борьбы со светским режимом в стране. После прихода к власти Кемаля Ататюрка и провозглашения Турции республикой религия была отделена от государства. Не видя перспектив насильственного свержения «безбожной власти», Нурси и его последователи сделали ставку на «революцию снизу». Для этого стала создаваться сеть общин, благотворительных организаций, учебных заведений, с помощью которых распространялись идеи шариата.
Фетхуллах Гюлен вывел это движение на новый уровень. Он решил «модернизировать» ислам, приспособив его к современным достижениям науки и общественной мысли. Но цель осталась прежней – шаг за шагом, используя культурно-просветительскую деятельность, добиваться сворачивания Турции со светского пути. Деятельность Гюлена оказалась очень успешной. Заручившись негласной поддержкой бизнес-кругов и сторонников в органах государственной власти, он в 1980-90-е годы создал в стране целую сеть образовательных, медицинских, культурных учреждений. Более того, основанное Гюленом движение «Хизмет» выходит на международный уровень и после развала СССР проникает на постсоветское пространство. В большинстве республик СНГ открываются частные турецкие лицеи и университеты.
Использование подобной тактики дало свои плоды: в начале 2000-х годов в Турции пришла к власти Партия справедливости и развития, опиравшаяся на пропагандируемый Гюленом модернизированный ислам. Многие эксперты уверены, что именно поддержка «Хизмета» обеспечило победу ПСР и Эрдогану. Последний долгое время тесно сотрудничал с Гюленом, а созданная проповедником сеть помогла Эрдогану осуществить ряд серьезных реформ. Главные из них – ослабление роли армии и постепенная исламизация общества – полностью соответствовали идеям Гюлена.
Однако несколько лет назад пути Гюлена и Эрдогана разошлись. Эрдогану с его маниакальным стремлением к максимальным полномочиям, видимо, надоело делить власть с Гюленом. Между ними началась скрытая война, продолжающаяся до сих пор.
Теперь в нее оказался втянут и Кыргызстан. Резкое заявление главы турецкого МИД Мевлюта Чавушоглу показывает, что в Анкаре настроены решительно. В связи с этим возникает вопрос – действительно ли наша страна представляет собой некую базу «террористов Гюлена», как заявляют в Турции? На мой взгляд, это явное преувеличение. Действительно, за 20 с лишним лет работы в Кыргызстане турецкие лицеи выпустили тысячи человек, однако хотя бы в силу своего возраста эти выпускники пока не заняли сколько-нибудь высокое положение во властной иерархии. Я не знаю ни одного министра или руководителя ведомства, являющегося выпускников данных лицеев.
Скорее всего, резкие заявления турецких правительственных чиновников преследуют пропагандистскую цель – продемонстрировать готовность жестко преследовать «врага» не только в самой Турции, но и за ее пределами. Это должно упрочить и без того почти неограниченную власть нынешнего турецкого президента.
Однако для Бишкека эти события должны стать серьезным уроком. Предоставление иностранным учебным заведениям широчайшей автономии, без какого-то контроля со стороны государства, грозит втягиванием в международные скандалы и авантюры, что подтвердили последние события.
http://zanoza.kg/doc/342091_kak_izmeniatsia_otnosheniia_kyrgyzstana_i_tyrcii_mneniia_ekspertov.html