
ОГЛАШЕНИЕ приговора, состоявшееся 2 июня, стало финалом почти четырёхмесячного судебного процесса над верхушкой запрещённой в стране Партии исламского возрождения. Проходил он в закрытом режиме, к подсудимым не допускали даже родственников. Независимой защиты они также были лишены: вызвавшиеся отстаивать права опальных политиков адвокаты сами подверглись преследованиям. Судебный процесс над одним из них — Бузургмехром Ёровым — продолжается до сих пор.
Задержанным ещё в сентябре прошлого года членам высшего политсовета ПИВТ инкриминировали экстремизм и причастность к мятежу экс-министра обороны Абдухалима Назарзоды. Эти же обвинения содержатся в заключительных приговорах. Но доказательства вины подсудимых так и не были обнародованы: следственные органы ссылаются на секретный характер уголовных дел. Что конкретно вменили в вину руководителям ПИВТ, не знают даже их родные, по словам которых, за всё время расследования не проведено ни одной очной ставки, не принято ни одного ходатайства со стороны защиты. Кроме того, все подсудимые даже частично не признали свою вину.
Весь судебный процесс и приговоры сторонники политиков считают фарсом, предпринятым с единственной целью — разгрома оппозиции. Вердикт Верховного суда действительно оказался очень суровым. Двух заместителей председателя ПИВТ — Саидумара Хусайни и Мухаммадали Хайита — приговорили к пожизненному заключению. Ещё 11 членов политсовета осуждены на длительные сроки: от 14 до 28 лет. На скамье подсудимых оказалась и одна женщина — бывшая советница лидера ПИВТ Зарафо Рахмони. Она приговорена к двум годам лишения свободы. Сам председатель партии Мухиддин Кабири скрывается за границей, но ему также предъявлены заочные обвинения в терроризме и экстремизме.
Но расправой с руководством ПИВТ власти не ограничились. В Таджикистане подвергаются преследованиям десятки людей, заподозренных в симпатиях к оппозиции. В тот же день, 2 июня, к одному году заключения каждого приговорили троих родственников Мухиддина Кабири. Их обвинили в «недонесении».
Куда более строгий вердикт был вынесен в начале мая сыну мятежного генерала Назарзоды — Бахтиёру Назарову. Молодого человека обвинили в том, что он знал о планах отца, а после начала вооружённого выступления готовил митинг в Душанбе. Столичный суд в итоге осудил его на 22 года лишения свободы.
Несмотря на опасность репрессий, не все в республике молчат либо выражают согласие с преследованием оппозиционных политиков. Председатель Коммунистической партии Таджикистана Шоди Шабдолов заявил, что за последние годы не видел ничего экстремистского в действиях членов и сторонников ПИВТ. «Эта партия была одной из сторон мирного переговорного процесса, — отметил он. — И она знала цену войне. Партия исламского возрождения никогда не стала бы инициатором нового кровавого конфликта».
Но трезвые высказывания тонут в потоке славословий в адрес президента и обвинений против оппозиции. Начавшись с ПИВТ, преследования несогласных наверняка продолжатся, и остаётся только догадываться, кто станет следующей мишенью.
http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/60-30411-7-8-iyunya-2016-goda/oppozitsiya-za-reshyetkoy/