Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Образование на откуп рынку

В Казахстане набирает обороты коммерциализация системы образования. Согласно планам руководства страны, вузы должны стать полностью самоокупаемыми, независимыми от госбюджета организациями, а школы — получить хозяйственную самостоятельность. О негативных последствиях подобной либерализации власти, похоже, не задумываются.

ЗА ГОДЫ независимости Казахстан пережил немало реформ в сфере среднего и высшего образования, в том числе присоединение к так называемому Болонскому процессу, внедрение единого национального тестирования (аналог российского ЕГЭ), подушевого финансирования школ и так далее. Несмотря на это, в республике происходит прогрессирующее снижение качества образования. В рейтингах международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) школьники Ка-захстана традиционно занимают одно из последних мест. Что касается высшей школы, то, как заявил недавно депутат верхней палаты парламента Мурат Бахтиярулы, «большинство коммерческих высших учебных заведений не обеспечивают высокое качество образовательных услуг, они стали лишь орудием для сбора денег».

Но вместо того чтобы исправлять ошибки, вызванные слепым копированием западных образцов, руководство Казахстана пошло по пути усугубления существующих проблем. Республику ждут новые реформы, заключающиеся в коммерциализации всей системы и отказе от доступного образования. Серьёзность планов подтверждается статусом лиц, их обнародовавших. О начале преобразований заявила старшая дочь Нурсултана Назарбаева Дарига, занимающая должность заместителя главы правительства. Во время посещения Казахского агротехнического университета имени Сакена Сейфуллина, она призвала высшие учебные заведения стремиться к автономии, к «чёткой, прозрачной, демократичной и коллегиальной системе управления».

Но, как выяснилось, понимание автономии у Дариги Назарбаевой отличается большой специфичностью. По её словам, главным условием этого является коммерциализация вузов. «Задача и мечта правительства — добиться, чтобы наши институты и университеты… максимально коммерциализировали свою деятельность и сняли нагрузку с госбюджета», — заявила заместитель премьер-министра. Государство она сравнила с регулировщиком, который должен стоять на перекрёстке и лишь показывать приоритетные направления подготовки специалистов.

Ориентация казахстанских властей на либеральные догмы, оставляющие за государством минимальную роль «ночного сторожа» или, выражаясь словами Дариги Назарбаевой, «регулировщика», грозит превратить систему высшего образования в чисто коммерческую сферу. Главным условием для поступления в вуз при этом становится финансовая состоятельность абитуриента или его родителей. Конечно, чиновники обещают, что талантливые юноши и девушки получат возможность бесплатного обучения, но эти посулы вызывают большие сомнения.

Сопровождавший Даригу Назарбаеву министр образования Казахстана Ерлан Сагадиев объявил о начале внедрения грузинской модели, когда высшее образование становится полностью платным, а государство даёт наиболее способным выпускникам школ ваучеры на поступление в университеты. При этом чиновник оговорился, что стоимость обучения может оказаться больше суммы, заложенной в ваучере, и тогда студенту придётся покрывать эту разницу самостоятельно. Кроме того, министр заявил, что, дескать, вузы могут и сами выделять средства на обучение талантливых, но необеспеченных студентов. Учитывая уже имеющийся опыт работы коммерческих учебных заведений, возможность подобной благотворительности близка к нулю.

Но самое тревожное заключается в том, что сами власти плохо понимают цели реформы. Как признала Дарига Назарбаева, часть работников вузов относятся к своей работе «как к коммерции», а многие выпускники не горят желанием трудиться по специальности. Каким образом предлагаемая коммерциализация поможет решить (а не усугубить!) эти проблемы, совершенно непонятно.

Очевидно, что руководители республики находятся в плену у либеральных клише, не позволяющих трезво оценить ситуацию. Вместо того чтобы делать образование доступным и работающим на благо страны, они рассуждают на совершенно отвлечённые темы. Например, Дарига Назарбаева заявила о необходимости получения вузами международной аккредитации, чтобы подготовленные в республике специалисты были «востребованы за рубежом». А министр образования сообщил, что в течение четырёх ближайших лет в Казахстане исчезнет диплом государственного образца. По его словам, после этого «вузы будут находиться в режиме жесточайшей конкуренции между собой», что якобы благотворно повлияет на качество образования.

Либеральные реформы, рупором которых стала дочь главы государства, затронут не только высшее образование. По словам Дариги Назарбаевой, государство будет сокращать расходы на «нерентабельные» научные проекты. «В отношении науки много будет изменений, довольно-таки болезненных, — заявила она. — Если научные исследования никому не нужны, то почему государство должно их финансировать? Только ради того, чтобы оказать свою социальную поддержку научному сообществу? Я думаю, что время это ушло». Критериев «рентабельности» заместитель главы правительства назвала два. Первый — это «применение результатов научных исследований в учебниках для школ или вузов». И второй — внедрение разработок в экономику для снижения себе-стоимости продукции.

Если науку государство пока не собирается полностью лишать финансирования, то система здравоохранения будет в перспективе целиком приватизирована. Выступая перед столичными врачами, Дарига Назарбаева пообещала, что рано или поздно все медицинские учреждения будут переданы в частные руки. По её мнению, только бизнес сможет повысить качество медицинского обслуживания в стране.

Школы также не останутся в стороне от тотальной коммерциализации социальной сферы. В ходе встречи, на этот раз с учителями Астаны, вице-премьер анонсировала изменение организационно-правовой формы школ. Из государственных учреждений они будут переведены в разряд региональных государственных предприятий с правом хозяйственного ведения. После этого, объяснила Назарбаева, школы смогут оказывать дополнительные услуги и тем самым самостоятельно зарабатывать. Кроме того, министерство образования, по её словам, откажется от контроля над штатным расписанием, и теперь сам директор учебного заведения будет определять, какие специалисты ему нужны.

Отдавая всё на откуп рынку, руководство Казахстана может уже в ближайшие годы столкнуться с огромными проблемами, включая прогрессирующий социально-экономический кризис и рост напряжённости в обществе. Но, увлёкшись реформами ради реформ, чиновники рискуют проморгать эту опасность.
http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/58-30409-2-iyunya-2016-goda/obrazovanie-na-otkup-rynku/

Tags: Казахстан, Статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments