Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Category:

Смертная казнь для культуры

Легендарный театр имени В.В. Маяковского, который называют островком русскоязычной культуры Таджикистана, доживает последние дни. Его здание будет снесено по решению столичных властей, считающих, что советская архитектура «не вписывается» в новый облик Душанбе.

СПЕКТАКЛЬ «Любовь Пери», сыгранный 23 апреля на сцене Русского драматического театра им. Маяковского, можно назвать его лебединой песнью. После представления артисты вышли к зрителям. Но не для того, чтобы поклониться и сорвать привычные аплодисменты. Причина оказалась иной: актёры, многие из которых посвятили этой сцене десятки лет своей жизни, объявили об уходе из театра. «Мы обращались в министерство культуры, в другие инстанции, но безрезультатно, — говорили они. — Театр сегодня переживает самые чёрные дни. Мы одни ничего не можем сделать, мы умоляем вас всех: помогите нам, поддержите нас!»

Крик о помощи вызван отчаянным положением, в котором театр оказался по воле властей. Несколько недель назад коллектив получил уведомление о переезде. Здание в центре Душанбе, занимаемое театром им. Маяковского с 1930-х годов, постановили снести. Труппе же предложено переехать в кинотеатр «Таджикистан» на южной окраине города. Работники сцены называют это решение смертной казнью. Кинотеатр абсолютно не приспособлен к нуждам старейшего в республике драматического театра: там нет подходящей сцены, помещений для театральных декораций, гримёрных и т.д.

Но чиновники остались глухи к мнению артистов. В заявлении министерства культуры утверждается, что нынешнее здание Русского драмтеатра не соответствует нормативам современных театров, поскольку-де вмещает лишь 300 зрителей. Новое же помещение имеет-де на 200 посадочных мест больше.

Властей не смутил тот факт, что занимаемое театром им. Маяковского здание является историческим памятником. В 1920—1930-е годы в нём проходили съезды Компартии Таджикистана, и именно здесь в 1929 году было объявлено о создании Таджикской ССР. Затем здание было передано Русскому драматическому театру, официально начавшему свою работу 7 ноября 1937 года постановкой спектакля по пьесе Николая Вирты «Земля». В годы Великой Отечественной войны на этой сцене шли спектакли Центрального театра Красной Армии, эвакуированного в Душанбе.

Гражданская война 1990-х годов и массовый отъезд славянского населения, как тогда казалось, обрекут Русский драмтеатр на верную гибель. Но он выжил — благодаря оставшимся в республике артистам и их молодой смене. Более того, театр превратился в настоящий центр русскоязычной культуры Таджикистана, его труппа побеждала на международных конкурсах: «Белая Вежа» (Белоруссия), Чеховский фестиваль (Россия) и др.

Ни многочисленные заслуги театра, ни уникальный характер здания не поколебали чиновников. Их безжалостная позиция объясняется не мнимой заботой о коллективе. Всё дело в настоящей войне на уничтожение, объявленной властями советскому прошлому Таджикистана. В статье «Бульдозер против истории» (№ 15 от 12—15 февраля этого года) «Правда» уже сообщала о борьбе руководства республики с «чуждыми» советскими названиями городов и улиц, а также о сносе монументов, напоминающих о социалистической эпохе.

И вот власти решили пойти ещё дальше. Согласно новому генеральному плану, будет практически полностью уничтожен исторический центр Душанбе. Сносу подлежат объекты, построенные в 1920—1950-е годы и являвшиеся «визитными карточками» города: здания ЦК Компартии Таджикистана, где затем располагалась резиденция президента, гор-исполкома (ныне столичная администрация), кинотеатр «Ватан», Таджикский академический театр им. А. Лахути, чайхана «Рохат» и многие другие. Как поясняют городские власти, «столица Таджикистана день ото дня меняет свой облик», а потому «многие здания, которые не совпадают с сегодняшней архитектурой, будут полностью снесены».

Между тем слова о «сегодняшней архитектуре» вызывают у коренных жителей Душанбе ужас. Они уже знают, чем застраиваются освобождаемые от советских построек районы. Это либо невыразительные «коробки» из стекла и бетона, либо помпезные махины с полным смешением стилей вроде возведённого в 2008 году Дворца наций. Понимают в Таджикистане и с чем связана ретивость властей: большинство строительных компаний принадлежат либо родственникам, либо ближайшему окружению президента Эмомали Рахмона. Правда, говорить об этом в стране можно только вполголоса…

Так, в жертву чьим-то корыстным интересам приносится целый пласт истории и культуры республики. Беречь память о славном прошлом страны власти современного Таджикистана не желают, и их не тронут ни крик отчаяния артистов театра имени Маяковского, ни петиции горожан, требующих сохранения исторического центра Душанбе.
http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/53-30404-20-23-maya-2016-goda/smertnaya-kazn-dlya-kultury/

Tags: Статьи, Таджикистан
Subscribe

  • Виртуозы политических игрищ

    Две республики Центральной Азии готовятся к выборам. Жителям Узбекистана предстоит избрать президента, граждане Киргизии будут голосовать за…

  • Конвейер лжи и террора

    Индия переживает новый подъём протестного движения. Миллионы людей отвергают неолиберальный курс, обернувшийся катастрофой. Власть пытается…

  • Политическое сватовство с дальним прицелом

    США не оставляют надежд на закрепление в Центральной Азии. В регион зачастили американские дипломаты и военные, не скупящиеся на обещания…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments