Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Categories:

Правительство пало жертвой скандала

В Киргизии сменился кабинет министров. Поводом для очередного правительственного кризиса стал скандал, связанный со строительством одной из автодорог. Премьер-министра Темира Сариева обвинили в лоббировании интересов китайской компании и нанесении ущерба государству.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ жизнь Киргизии в последний месяц больше напоминала детектив, в котором нашлось место и изощрённым интригам, и громким скандалам, и неожиданным разоблачениям. Ещё в марте даже невооружённым глазом стало видно, что кресло под премьер-министром сильно зашаталось. Темира Сариева и возглавляемое им правительство депутаты обвинили в неспособности справиться с кризисными явлениями в экономике.

Хвастать кабинету действительно нечем: объём ВВП в январе—феврале оказался на 8 процентов ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Это вызвано резким сокращением производства в промышленности и строительной сфере. Не оправдались надежды, связывавшиеся с присоединением Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, хотя власти обещали жителям немедленный положительный эффект. При этом действенной антикризисной программы принято не было, и вместо развития производства правительство предпочло идти по испытанному пути внешних заимствований. В итоге внешний долг страны достиг исторического максимума — 3,6 миллиарда долларов.

Экономические трудности отразились на росте социальной напряжённости. С начала весны по Киргизии прокатилось несколько довольно многочисленных митингов, произошла активизация противников власти, объединившихся в движение под названием «Единая оппозиционная сила». Власти отнеслись к этому с большой тревогой, на что указывает арест ряда оппозиционных политиков по обвинению в попытке организации государственного переворота.

В этих условиях как парламент, так и президент, видимо, решили сделать из правительства козла отпущения. А чтобы отставка выглядела оправданной в глазах широкой публики, один за другим инициировались громкие скандалы. Сначала кабинет Сариева обвинили в невнятной позиции по поводу территориальной принадлежности горы Унгар-Тоо, на которой расположена радиорелейная станция «Кербен» («Правда» подробно писала об этом в № 38 от 12—13 апреля). Затем правительство и лично премьер оказались в центре скандала, который журналисты окрестили «тендергейтом».

Речь идёт о реконструкции автодороги Балыкчи—Корумду (Иссык-Кульская область), тендер на которую в октябре прошлого года выиграла китайская компания «Лонг Хай». Несмотря на то, что работы должны быть завершены к курортному сезону, реконструкция трассы на сегодняшний день фактически не началась. Правительство обвинило в срыве сроков министра транспорта Аргынбека Малабаева. В ответ последний выступил со скандальными разоблачениями. По словам чиновника, тендер провели без его ведома, а победителем конкурса незаконно признали китайскую компанию, которая даже не имела необходимой лицензии. В нарушениях Малабаев обвинил премьер-министра, вмешивавшегося в тендер через своё окружение.

В парламенте незамедлительно создали специальную комиссию. 8 апреля состоялось её закрытое заседание, по итогам которого депутатскому корпусу было рекомендовано выразить недоверие правительству. При этом заслушивать самого Темира Сариева комиссия не стала, заявив, что в её распоряжении есть некие секретные документы, неопровержимо доказывающие вину премьера. Не стал протягивать руку помощи главе правительства и президент Алмазбек Атамбаев. Представление Сариева об отставке министра транспорта в администрации главы государства рассматривать отказались. Более того, Атамбаев поручил антикоррупционной службе госкомитета национальной безопасности проверить все факты, связанные с тендером.

11 апреля, не дождавшись рассмотрения вопроса парламентом, Сариев объявил об отставке. При этом свою вину он не признал, фактически заявив о заговоре. По словам экс-премьера, его инициатором был лидер парламентской фракции «Кыргызстан» Канат Исаев, чья компания «Империя групп» не успела подать заявку на злосчастный тендер. «Отдельные политики ставят личные интересы выше государственных и общественных», — заключил Сариев.

На должность премьер-министра коалиция парламентского большинства выдвинула заместителя руководителя аппарата президента Сооронбая Жээнбекова. Новый состав правительства был утверждён депутатами в рекордно короткие сроки — уже 13 апреля. При этом серьёзных перестановок в кабмине не произошло. Все члены правительства, кроме самого премьера, его первого заместителя, министра транспорта и руководителя аппарата кабинета, сохранили свои должности.

Добавим, что правительство Сариева просуществовало ровно год и было шестым по счёту после свержения режима Бакиева в 2010 году. Столь частая смена кабинетов усугубляет и без того непростое социально-экономическое положение Киргизии. Но государственную «элиту» это волнует мало. Вместо решения действительно важных задач она предпочитает заниматься перетасовкой исполнительной власти.
http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/40-30391-15-18-aprelya-2016-goda/pravitelstvo-palo-zhertvoy-skandala/

Фото: http://ru.sputnik.kg/politics/20160414/1024306220.html

Tags: Кыргызстан, Статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments