Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Category:

Клод Леви-Стросс о Западе

Помещаю отрывок из своей дипломки - взгляды французского антрополога К. Леви-Стросса на Запад и Европоцентризм.

На протяжении последних нескольких столетий европейская наука и культура, позиции которых чрезвычайно сильны и у нас, в качестве венца и эталона исторического развития представляла именно западную цивилизацию. Все остальные культуры с этой позиции трактуются как некие «побочные ветви развития» и рассматриваются не как самостоятельные образования, а исключительно через призму западных ценностей, меряются западными мерками, что изначально подразумевает необъективность и неравенство. Явление это, уже затронутое нами выше, получило название «европоцентризма».

Одно из утверждений европоцентризма состоит в том, что именно западная цивилизация создала культуру, в том числе философию, право, науку, технологию, которые доминируют в мире и предопределяют жизнь человечества. «Западная цивилизация представляется как наиболее продвинутый этап эволюции человеческих обществ, а первобытные группы – как «пережитки» предыдущих этапов»[1].



[1] Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 2001. – С. 9.


Верно ли это? Известный французский антрополог Клод Леви-Стросс сомнвается в этом, считая, что принцип эволюции неприемлем для общемировой культуры. По его мнению, можно установить порядок эволюции животных, однако «топор же… никогда не порождает другой топор». Между двумя схожими орудиями всегда будет принципиальное отсутствие преемственной связи, поскольку «одно не произошло от другого, скорее, каждое из них – продукт особой системы представлений; таким образом, европейская вилка и полинезийская вилка, предназначавшаяся для ритуальных трапез, образуют один вид не более чем соломинки, через которые потягивают лимонад на террасе кафе, «бомбила» для мате и трубки для питья, используемые при магических обрядах некоторыми американскими племенами. То же самое можно сказать и о явлениях социальных…»[1].

Какой можно извлечь из этого вывод? Любое явление, любое орудие или социальное установление не может быть названо отсталым или передовым, поскольку оно - продукт особой социокультурной общности, которая развивается по своим собственным законам и является самобытной и полноценной. Не существует никакой эталонной системы, которую было бы вправе применить к культурам и обществам, как не существует универсальных и единых категорий, какой-то общей шкалы ценностей.

Леви-Стросс пишет: «Вся научная и промышленная революция Запада умещается в период, равный половине тысячной доли жизни, прожитой человечеством. Это надо помнить, прежде чем утверждать, что эта революция призвана полностью перевернуть эту жизнь»[2].

Он ставит под сомнение сам критерий, по которому с точки зрения западного человека оценивается культурный вклад той или иной цивилизации: «Два-три века тому назад западная цивилизация посвятила себя тому, чтобы снабдить человека все более мощными механическими орудиями. Если принять это за критерий, то индикатором уровня развития человеческого общества станут затраты энергии на душу населения. Западная цивилизация в ее американском воплощении будет во главе… Если за критерий взять способность преодолеть экстремальные географические условия, то, без сомнения, пальму первенства получат эскимосы и бедуины. Лучше любой другой цивилизации Индия сумела разработать философско-религиозную систему, а Китай – стиль жизни, способные компенсировать психологические последствия демографического стресса. Уже три столетия назад Ислам сформулировал теорию солидарности для всех форм жизни – технической, экономической, социальной и духовной… Запад, хозяин машин, обнаруживает очень элементарные познания об использовании и возможностях той высшей машины, которой является человеческое тело. Напротив, в этой области и связанной с ней области отношений между телесным и моральным Восток и дальний Восток обогнали Запад на несколько тысячелетий…»[3].

Если какую-то цивилизацию и рассматривать в качестве отклонения от нормы, то как раз западную, все базисные установки которой противоречат тысячелетиями устоявшимся ценностям и идеалам человеческого общежития и гармонии с природой.



[1] Там же. – С. 10-11.

[2] Цит. по: Кара-Мурза С.Г. Евроцентризм – эдипов комплекс интеллигенции. – М., 2002. – С. 33.

[3] Цит. по: Кара-Мурза С.Г. Евроцентризм – эдипов комплекс интеллигенции. – М., 2002. – С. 33-34.



Tags: Фразы
Subscribe

  • «Демократия» за колючей проволокой

    Очередные выборы в Израиле вряд ли завершат затянувшийся кризис. Перетягивание политического каната бьёт по интересам беднеющего населения и…

  • Хищник остаётся хищником

    Звучащие порой утверждения, что пандемия вынудит крупный капитал пойти на уступки трудящимся, являются наивной и вредной сказкой. Наоборот, для…

  • Осыпается позолота туркменского «рая»

    Руководство Туркмении признало существование серьёзных проблем в стране. Решительные шаги по их исправлению, однако, подменяются закреплением…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment