Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Узбекистан: до процветания, увы, далеко

Узбекистан готовится к серьёзным экономическим реформам. Однако они будут отличаться от тех изменений, к которым привыкли жители республик региона. Вместо приватизации и либерализации, приводящих к усилению зависимости от импорта, официальный Ташкент, напротив, собирается взять курс на развитие собственной промышленности и максимальное импортозамещение.

ИНФОРМАЦИЯ о намечающихся радикальных изменениях в народном хозяйстве республики появилась на днях на страницах целого ряда интернет-сайтов. По этим данным, 29 января президент Ислам Каримов подписал постановление «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности отечественной продукции и усилению борьбы с незаконным ввозом товаров». Согласно этому документу, Налоговому и Таможенному комитетам якобы поручается пересмотреть список товаров широкого потребления. Цель заключается, с одной стороны, в сокращении импорта этих товаров, а с другой — в производстве их в самом Узбекистане. При этом подлежащий пересмотру перечень очень широк и включает бытовую технику, строительные материалы и даже предметы личной гигиены.

Интернет-сообщество буквально взорвалось. Дело в том, что данные группы товаров в Узбекистан преимущественно завозятся из-за рубежа (в основном из Китая) и одномоментный запрет импорта неизбежно приведёт к дефициту товаров широкого потребления и росту цен. Тем более что, как уверяли авторы скандальной новости, в упомянутом постановлении говорится о «суровых наказаниях» для таможенных постов в том случае, если запрещённый товар окажется на территории республики.

Чуть позже выяснилось, что все сайты, опубликовавшие это сообщение, ссылаются на один-единственный ресурс, оппозиционный по отношению к официальному Ташкенту и заблокированный на территории Узбекистана. Найти подтверждение тому, что глава государства действительно подписал подобное постановление, не удалось ни на президентском сайте, ни на других информационных порталах республики.

Вместе с тем политика импортозамещения вовсе не является досужим вымыслом журналистов и проводится властями Узбекистана на протяжении многих лет. На этом пути достигнуто немало, хотя назвать ситуацию в экономике страны радужной всё же нельзя. Впрочем, в речи Ислама Каримова, с которой он выступил перед членами кабинета министров в конце января, об этих проблемах говорилось лишь вскользь. Основное внимание было уделено экономическим достижениям. По словам президента, валовой внутренний продукт страны вырос за 2012 год на 8,2 процента, объём промышленного производства — на 7,7, сельского хозяйства — на 7, розничного товарооборота — на 13,9 процента. В то же время инфляция не превысила запланированный уровень и составила 7 процентов.

Достижения, конечно, есть. Во многом это связано с тем, что после развала Советского Союза Ташкент не пошёл по пути безоглядной либерализации экономики (как произошло, например, в Киргизии) и сохранил мощное государственное присутствие в этой области. Это позволило избежать губительного кризиса и не растерять промышленный потенциал, причём не только в сырьевых отраслях (добыча нефти и газа), но и в таких куда более технологичных секторах, как машиностроение (в Узбекистане находится единственный в Центральной Азии авиастроительный завод, а также предприятия по выпуску автомобилей, сельскохозяйственных машин), металлургия, приборостроение, электротехническая и химическая промышленность. В целом доля промышленности в ВВП страны составляет 25 процентов (это значительно больше, чем в Киргизии и Таджикистане, но меньше, чем в Казахстане). Значительна и доля несырьевых товаров в экспорте — более 70 процентов. Это и автомобили, и удобрения, и продукция текстильной и пищевой промышленности.

Республика последовательно сохраняет положительное сальдо внешнеторгового баланса. По итогам минувшего года экспорт превысил импорт на 1 млрд. 120 млн. долларов. Этим экономика Узбекистана отличается от той же Киргизии, которая сильно зависит от импорта. Достаточно сказать, что импорт превышает здесь экспорт почти вдвое, и эта тревожная тенденция набирает обороты.

Плюсом Ташкента является и отсутствие гигантского внешнего долга, висящего камнем на шее экономики. Размер совокупной внешней задолженности Узбекистана составляет 16 процентов к ВВП (в Киргизии этот показатель равняется 48, в Таджикистане — 36 процентам; в Казахстане государственный внешний долг — около 5 процентов к ВВП, однако если дополнительно учитывать долги компаний, то показатель достигает 90 процентов).

Важное место в выступлении Ислама Каримова перед правительством заняло перечисление масштабных экономических проектов, осуществляемых в стране. Среди них — расширение Навоийской теплоэлектростанции (причём за счёт собственных финансовых средств), строительство комплекса по производству грузовых автомобилей в Самаркандской области (совместно с германской компанией МАН), второй очереди Дехканабадского завода калийных удобрений, Устюртского газохимического комплекса. Впрочем, как заявил президент, нельзя останавливаться на достигнутом. Целью должно стать «опережающее развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, обеспечивающих прирост продукции с высокой добавленной стоимостью, таких, как химическая, нефтегазовая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, лёгкая, пищевая промышленность и другие». Кроме того, в 2013 году планируется создать около миллиона новых рабочих мест.

Таким образом, по уровню промышленного производства Узбекистан является одним из лидеров региона. Однако добиться хотя бы частичного импортозамещения в ближайшее время Ташкенту вряд ли удастся. Наряду с достижениями страна испытывает много трудностей. Об этом свидетельствуют и низкий уровень жизни большинства населения (по официальным данным, средняя зарплата в стране превышает 300 долларов, однако многие жители, особенно в сельской местности, получают намного меньше), и огромное число трудовых мигрантов, покидающих Узбекистан в поисках лучшей доли. Из-за отсутствия достаточного количества рабочих мест в сельском хозяйстве (половина населения Узбекистана проживает на селе) и из-за того, что промышленность и сфера услуг не могут трудоустроить всех желающих, два-три миллиона уроженцев республики (точные данные, к сожалению, отсутствуют) работают за её пределами, в основном, в России и Казахстане.

Словом, до того, чтобы стать действительно процветающей страной, обеспечивающей достойный уровень жизни всем гражданам, Узбекистану ещё далеко. Слишком много насущных экономических и социальных проблем требуют своего разрешения.
http://gazeta-pravda.ru/content/view/13671/79/
Tags: Статьи, Узбекистан
Subscribe

  • Иран выбирает сопротивление

    Продолжающиеся в Вене переговоры не отменили враждебную политику США и их союзников в отношении Ирана. Способность исламской республики…

  • Двойная бухгалтерия интервентов

    Объявленный Байденом вывод войск из Афганистана таит очевидный подвох. Терять контроль над страной и регионом Вашингтон не собирается, для чего…

  • От дипломатии до войны — один шаг

    Завершение многолетней конфронтации на Ближнем Востоке — не более чем мираж, скрывающий суровую реальность. Переговоры по иранской ядерной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments