Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Categories:

Международные финансовые институты. Воры под маской благодетелей

ТИСКИ ФИНАНСОВОЙ «ПОМОЩИ»
К чему приводит сотрудничество с МВФ и Всемирным банком?


То, что Кыргызстан зависит от внешней экономической помощи, – знают почти все. Меньшее количество жителей когда-нибудь задумывались, какой ценой достается эта «поддержка». И совсем немногие осознают, что сотрудничество республики с международными финансовыми организациями нанесло нашей стране огромный ущерб. Так в чем же заключается истинная цель глобальных финансовых организаций: в помощи государствам, испытывающим экономические трудности? Или в обескровливании национальных экономик, в выкачке из них средств и ресурсов?

Сомнительная помощь
Наша страна знакома с международными финансовыми институтами (МФИ) не понаслышке. Реформы 1990-х гг. совершались под прямым контролем Международного валютного фонда и Всемирного банка. Результатом стала кардинальная перестройка экономической структуры. Если до 1991 г. Кыргызстан являлся индустриально-аграрной республикой с развитыми промышленностью и сельским хозяйством, то уже спустя несколько лет после обретения независимости в экономике стал преобладать сектор услуг, что характерно для наименее развитых стран. Что касается промышленности и агросектора, то они были фактически уничтожены: заводы и фабрики остановились, их оборудование было разобрано и продано по цене металлолома, а сельское хозяйство после реформы стало представлять из себя конгломерат из сотен тысяч мелких фермерских хозяйств, 90% из которых являются натуральными, т.е. работают лишь для удовлетворения нужд самого фермера и его семьи.
Столь катастрофические изменения совершались при непосредственном участии МФИ. Достаточно вспомнить программы приватизации и реформы сектора госпредприятий (PESAC), навязанные нашей стране Всемирным банком. В соответствии с ними, Кыргызстан лишился ведущих промышленных предприятий. Впрочем, девяностыми годами дело не ограничилось. Страна продолжает быть зависима от доноров, а огромный внешний долг превратился в удавку, которая крепко держит республику в тисках подчиненности. Ни одна реформа, ни один мало-мальски серьезный шаг в экономической и социальной сферах не обходится без консультаций с МФИ. Причем советы последних с большой натяжкой можно назвать благом для Кыргызстана. Так, зарубежные финансисты настаивают на поднятии пенсионного возраста, не позволяют увеличивать социальные пособия и льготы.
Но как же помощь? Ведь взамен всех этих обязательств республика получает миллионы долларов! Да, получает. Но эффективность этой «помощи» более чем сомнительна. Ни один проект, осуществляемый совместно с МФИ, не привел к реальному улучшению жизни населения и позитивным сдвигам в экономике. С чем это связано? Неужели не везет одному Кыргызстану? Ничего подобного! Если изучить деятельность международных финансовых институтов за последние несколько десятков лет, выясняется, что подобные печальные итоги характерны далеко не только для нашей страны. Это – закономерный результат сотрудничества с западными донорами.

Кто скрывается за ширмой?
Начать следует с того, что львиная доля средств в таких организациях, как МВФ и Всемирный банк, принадлежит Соединенным Штатам и другим западным странам. Соответственно, управляющие органы также состоят из представителей этих государств. Неудивительно, что запад (и в первую очередь США) направляет политику организаций в нужном направлении, создавая режимы наибольшего благоприятствования для западных корпораций.
Как подчеркивает российский политолог и публицист Александр Тарасов, МВФ – вовсе не международная благотворительная организация. МВФ и Всемирный банк были созданы при прямом участии западных корпораций для того, чтобы навязывать странам «третьего мира» стратегию этих корпораций. Именно эти компании и контролируют действия МФИ, поскольку решения в этих организациях принимаются не большинством голосов, а теми, у кого больше денег, т.е. представителями США и других западных стран. Вся деятельность МВФ и Всемирного банка, продолжает ученый, «обусловлена пакетом полулегальных соглашений, заключенных между этими организациями и Министерством финансов США. Этот пакет называется «Вашингтонский консенсус» и направлен на усиление влияние финансового капитала США во всем мире, уничтожение конкурентов Уолл-Стрита и аккумулирование мировых финансовых запасов в банках США». Кроме того, займы различным странам предоставляются также только при условии выполнения ими требований «Вашингтонского консенсуса».
Что же это за требования? Это элементы «шоковой терапии», которые призваны уничтожить экономический потенциал страны и сделать последнюю зависимым придатком западных корпораций. Причем зависимым не только в экономическом, но и политическом плане. Тарасов приводит ряд ценных примеров, демонстрирующих, к каким последствиям приводит принятие рецептов МВФ. Например, Югославия стала перестраивать свою экономику по рецептам экспертов из Международного валютного фонда еще в начале 1980-х гг. Одним из главных требований МВФ стал отказ от выравнивания экономического развития всех регионов страны. Это лишило традиционно менее развитый Косовский край огромных государственных дотаций и привело к обострению этнических противоречий и массовым беспорядкам, прокатившимся по Косово в 1980-е гг. Дальнейшее соблюдение условий МВФ вылилось в стремительно нараставшую рознь между республиками.
По требованию МВФ югославское руководство приняло закон о приватизации. Впрочем, его условия (иностранный капитал мог рассчитывать только на 10% акций любого приватизированного предприятия) не устроили МВФ, который отказался от дальнейшей работы с Югославией. Был взят курс на развал федерации. Это привело к гражданской войне, в которой погибло 600 тыс. человек, и к распаду единой Югославии. При этом 80% югославских капиталов бежало из воюющей страны в западные банки (из них 70% – в банки США). В Сербии, однако, у власти оставалась Социалистическая партия, настаивавшая на вышеназванном законе о приватизации. Поэтому понадобилась еще одна война – якобы из-за Косова, – в результате которой промышленность Сербии была уничтожена американскими бомбардировками, а правительство Милошевича пало. Новое правительство отменило прежний закон о приватизации, открыв таким образом Сербию для западного капитала.

Почему Африка – бедный континент?
Еще более преступными были действия МВФ в Руанде. Эта африканская страна долгое время считалась успешным примером развития сельского хозяйства. Однако в конце 1980-х гг. неблагоприятные климатические условия привели к неурожаям. Под урожай кофе 1989 г. Руанда получила у МВФ грандиозный заем, однако в тот самый год на мировом рынке произошел обвал цен. Новые займы Международный валютный фонд предоставил Руанде при условии отказа страны от политики продовольственного самообеспечения и отказа от государственной поддержки фермерских хозяйств, а также при условии девальвации местной валюты.
Следствием стала стремительная инфляция и резкое снижение уровня жизни населения. При этом западные эксперты не могли не знать, что экономические кризисы в Руанде оборачиваются межнациональной рознью между двумя основными этническими группами – тутси и хуту. Так случилось и в первой половине 1990-х гг. В результате массовых этнических чисток погибли, по разным данным, от 700 тыс. до 1,5 млн. человек. Все накопленное национальное богатство было уничтожено, а денежные запасы Руанды перетекли в западные банки.
Трагически закончилось следование предписаниям МВФ еще для одного африканского государства – Малави. В начале 1990-х гг., на фоне серьезных экономических трудностей, страна обратилась в Международный валютный фонд за помощью. Как обычно, МВФ обусловил ссуды «структурным упорядочением». От Малави потребовали приватизировать всю общественную собственность, прекратить расходы на население, в том числе субсидии на удобрения, хотя в засушливом климате Юго-Восточной Африки лишь субсидии на удобрения позволяли местным крестьянам кормить страну и сводить концы с концами. Кончилось всё вполне закономерной катастрофой. В 2001 г. МВФ обусловил очередные финансовые транши тем, что правительство Малави продаст все имеющиеся в его распоряжении чрезвычайные зерновые резервы в руки частных компаний. «Правительство пыталось возражать, указывая на то, насколько всё это опасно в местных условиях, если случится неурожай, – пишет американский публицист Михаэль Дорфман. – Чиновники МВФ были непреклонны, и транснациональные финансовые спекулянты получили свое. Деньги от продажи резервов зерна пошли для обслуживания хищнического долга МВФ под 56% годовых. В 2002 г. в Малави случились засуха и неурожай. Начался страшный голод. Люди ели кору деревьев и крыс. Вымирали целыми деревнями. У правительства не оказалось ни средств, ни резервов для помощи голодающему населению. За десять лет до этого, в 1991–1992 гг., в Малави случилась ещё более жестокая засуха и неурожай, однако голода не было, потому что правительство тогда располагало резервами. В самый разгар голода МВФ задержало очередной денежный транш в 47 млн. долларов из-за того, что правительство Малави «тормозило рыночные реформы». После этого руководство Малави отказалось от сотрудничества с МВФ, восстановило субсидии и услуги населению. За два года страна сумела из импортера пищи превратиться в экспортера.
В Кении МВФ потребовал введения платы за визит к врачу. В результате количество женщин, обращавшихся за помощью к венерологу, упало на 65%. А число случаев заражения СПИДом, напротив, подскочило на сотни процентов. В Гане МВФ настоял на введении платы за обучение в начальных школах. В результате в сельской местности 2/3 семей оказались неспособными послать детей в школы. В Замбии фонд добился сокращения бюджета на здравоохранение, и детская смертность в стране подскочила в два раза. Кстати, ряд исследователей считает, что именно массированная перекачка ресурсов из бедных африканских стран к богатым кредиторам является одним из факторов, который привел к критическому ослаблению систем здравоохранения и образования в странах, которые сейчас наиболее страдают от СПИДа.
Однако основным рычагом перекачки ресурсов с периферии в центр в последние десятилетия стал кредитный механизм. Главное в такой политике – привязывание экономик развивающихся стран к западным центрам, усиление контроля над развитием национального хозяйства. На фоне лицемерных заявлений Запада о приверженности правам человека МВФ и другие глобальные финансовые институты постоянно настаивают на резком сокращении социальных расходов и урезании прав рабочих. Это – обязательное условие получения развивающейся страной кредита. В частности, МВФ повсюду проталкивает политику ослабления профсоюзов и отмену законов, защищающих работников от увольнений. Такие законы рассматриваются финансистами как помеха эффективному функционированию экономики.
Сотрудничество с такими институтами, как МВФ и Всемирный банк, ведет не к развитию экономики, а, напротив, к зависимости страны от Запада, к превращению ее, в лучшем случае, в сырьевой придаток более успешных держав. Кредиты МВФ ловят развивающиеся страны в пожизненную долговую удавку, которая заставляет их тратить львиную долю своих бюджетов только на выплату процентов. Именно гигантские долги, полное уничтожение экономик этих стран рекомендациями МВФ и потребность их правительств в новых кредитах позволяют фонду давить и шантажировать эти режимы.
Приведенные примеры позволяют понять, что следование рецептам международных финансовых институтов – опасная политика. И забывать об этом нельзя ни на минуту.
Tags: Капитализм, Статьи
Subscribe

  • Небритый и в наручниках. Суверенитет Киргизии под вопросом

    В Бишкеке похищен президент сети образовательных учреждений «Сапат» Орхан Инанды. Операцию провели спецслужбы Турции, возможно, в…

  • Помним героев!

    В Киргизии прошли мероприятия, посвящённые началу Великой Отечественной войны. Сотни людей зажгли свечи в память об участниках героических…

  • Новый акт старого спектакля

    В Киргизии стартовал очередной этап эпопеи, связанной с судьбой золоторудного месторождения Кумтор. Там введено внешнее управление, канадским…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments