Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Будущее под угрозой


Очередные реформы могут добить систему образования в Кыргызстане

В последнее время в Кыргызстане много говорят об образовании. О внушающем тревогу падении грамотности, коррупции, необходимости реформ. Однако среди всего этого многоголосия редко услышишь здравые мысли. Их могли бы донести сами учителя. Но в информационном пространстве страны им, к сожалению, места почти не отведено. Поэтому о такой важной проблеме, как ситуация в сфере образования, говорят чиновники, плохо представляющие суть вопроса; говорят люди, хоть и называющие экспертами, но мыслящие настолько отвлеченными категориями, что их предложения не только бесполезны – но и могут навредить и без того шаткой системе.
То, что сферой образования руководят люди, далекие от понимания истинных ее проблем и целей, и стало главной причиной кризиса. Двадцать лет проводятся реформы, внедряются новые методики и программы. Только ни одна из них не остановила, не повернула вспять процесс деградации системы образования.

В чем причина? В первую очередь, в том, что для людей, от которых, в конечном счете, зависит судьба образования – чиновников правительства и Минобразования, в частности, - не существует ни живых учеников, ни живых учителей. Столь сложная и хрупкая конструкция, как образование, сведена в их сознании к предельно упрощенной схеме. Бездушные механизмы расходов, таблицы и отчеты перед вышестоящими инстанциями полностью затмевают суть вопроса. Все ограничивается финансовой, «бумажной» стороной. По мнению чиновников, стоит лишь увеличить финансирование (или «целесообразно» его перераспределить) и внедрить новые (желательно, западные) методики, как вся система заработает лучше. Это напоминает действия «специалистов», заливающих в бак неисправного автомобиля все больше и больше бензина. Авось поедет!

Аналогичным образом построены рекомендации «экспертов». Начитавшись книги либеральных гуру (столь же далеких от системы образования), они бездумно требуют внедрения в Кыргызстане западных моделей. Почему-то умалчивая, что на самом Западе ситуация с образованием далека от идеальной, а специалисты все чаще не «выращиваются» самостоятельно, а импортируются из-за рубежа.

Одной из таких моделей, которая якобы может стать панацеей от большинства проблем, является внедрение платного образования и открытия большего числа частных учебных заведений. В этом сходятся как чиновники (развитие частного образования является одним из пунктов программы правительства «Стабильность и достойная жизнь»), так и либеральные «эксперты». По их мнению, увеличение количества частных школ создаст конкуренцию в системе образования и решит все проблемы.

Стоит напомнить, что частные учебные заведения существуют в республике уже лет двадцать. Однако они не блещут уровнем интеллекта своих выпускников и тем более не решают проблемы всей сферы образования. Главным оценочным критерием являются деньги: учителя закрывают глаза на нарушения дисциплины и охотно раздают хорошие отметки. Поступить наоборот повышает риск лишиться денег, которые богатый папочка платит за своего отпрыска. Вот только дети от этой вольницы умнее не становятся.

Но не это главное. А главное заключается в том, что столь частые в последнее время разговоры про платное обучение означают одно: руководство страны нацелено на дальнейший отказ от своих социальных функций. Все переложить на частника, довериться «невидимой руке» рынка – вот чего хотят либералы как в самом правительстве, так и вне его. Задумаемся, к чему это может привести. В первую очередь, к тому, что для подавляющего большинства населения услуги образования станут недоступны. Уже сейчас многие родители не в состоянии потянуть обучение ребенка даже в государственной школе. Покупка школьных принадлежностей, учебников и всевозможные поборы пробивают огромную брешь в и без того тощих семейных бюджетах. Превалирование же «коммерческого сектора» в образовании автоматически лишит 90 процентов кыргызстанцев элементарного образования. Да здравствует «африканизация» страны! Кроме того, увеличение числа платных школ вызовет отток преподавателей из школ государственных. Кушать-то хочется всем. В итоге тех, чьи родители не могут позволить себе дорогие частные школы, географии будут обучать учителя физкультуры.

В итоге окончательно сформируется (этот процесс идет уже два десятилетия) школа «двух коридоров»: образование для элиты и образование для «толпы». Второе в лучшем случае будет ограничиваться тем, что ребенка в лучшем случае научат читать и ставить подпись. Но и первое вряд ли вырастет до уровня даже провинциальных советских школ. Там, где правят деньги, музы молчат.

Единственным выходом является развитие государственного образования. Не формальное развитие, ограниченное бумажками и лозунгами, а реальная забота государства о будущем страны: кратное увеличение финансирования (причем со строгим контролем – куда идут и как расходуются средства), борьба с поборами и коррупцией, отказ от новомодных, но бесполезных методик. У нас у самих есть опыт, и опыт неплохой. То, что он не влезает в прокрустово ложе либеральных теорий, не означает его непригодность. Может быть, сами теории никудышные?
http://www.centrasia.ru/news.php?st=1329485160

Tags: Статьи
Subscribe

  • Монументами сыт не будешь…

    Пропасть между народом и властью в Казахстане становится всё глубже. Если рабочие с помощью забастовок и митингов вынуждены выбивать…

  • По канонам Дикого Запада

    Ближний Восток находится во власти сил, использующих его в своих авантюрах. Открытое давление из-за рубежа испытывает Ливан, в Израиле новое…

  • Горячая лава африканских разломов

    Для упрочения господства империализм не только стравливает страны, но и разжигает межэтническую рознь. События в Эфиопии и вокруг неё таят…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments