Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

Уроки арабского. Мы и Египет

Чем вызваны события в Тунисе и Египте? Обнищанием огромных масс и несправедливым социальным расслоением. А раз так, арабский сценарий вполне осуществим и в Кыргызстане
События, потрясшие Тунис, Египет и, в меньшей степени, другие арабские страны, приковывают внимание не только к их последствиям, но и причинам. И если насчет первых разногласий практически не возникает (почти все согласны, что беспорядки однозначно приведут к усилению влияния религиозного фундаментализма и политической нестабильности в регионе), то насчет причин подобного единодушия не наблюдается. Ряд экспертов (и формируемое ими общественное мнение) относит эти события к числу «цветных революций». В этом нет ничего удивительного. Мы так привыкли, что любые крупные проявления людского недовольства являются режиссированными и преследуют вполне прозаическую цель установления подконтрольных Западу режимов, что автоматически причисляем к «цветным» и события на Ближнем Востоке. Действительно, успешные «бархатные революции» в Сербии, Украине, Грузии, Молдавии и менее удачные попытки в Иране и Белоруссии полностью соответствовали этому сценарию. Но как быть с Тунисом и Египтом, режимы которых были одними из наиболее прозападных в арабском мире? Неужели политическая элита Запада столь недальновидна, чтобы идти на такой неоправданный риск – свергать своих верных слуг и открывать тем самым двери для самых разных – в том числе неблагоприятных для самого Запада – последствий? Сомнительно. Красивые слова про свободу и демократию – пустая декорация. Запад с Вашингтоном во главе руководствуется куда более прагматичными мотивами. И охотно поддерживает умеренно-авторитарные (как в Тунисе или Египте) или чисто авторитарные режимы (как в Саудовской Аравии), если только они идут в фарватере прозападной политики.


То, что случилось в Тунисе и Египте, не было «цветными революциями», хотя, конечно, Запад, чтобы не потерять важных союзников, делал все для «перехвата» массовых выступлений и направления развития событий в нужном русле. В Египте, если судить по последним новостям, эта задача практически решена. Однако изначальная причина беспорядков была внутренней – не экспортированной «оранжевыми» политтехнологами. Более того, она никуда не делась, и еще не раз напомнит о себе. Эта причина универсальная для большинства так называемых развивающихся стран, и коренится в существующем социально-экономическом строе. Кстати, в этом смысле Кыргызстан не является исключением, и тоже подвержен закономерностям и порокам этого самого строя.

Строй этот называется периферийным капитализмом. Если вкратце, суть его заключается в следующем. Ныне существующая мировая экономическая система представляет собой единое целое, разграниченное на центр (несколько высокоразвитых держав) и периферию. Периферийные страны находятся в экономической зависимости от центра, что препятствует их развитию и обусловливает их отсталость. Важнейшая причина отсталости периферии – выкачивание центрами существенной части ее доходов. На шею «третьих» стран накинута кредитная веревка. Система долгов, которой активно пользуется Запад посредством Международного валютного фонда, Всемирного банка, фактически затягивает страну в вечную кабалу. Выплаты по процентам намного превышают первоначальные суммы кредитов, а становящиеся должниками политические режимы делаются послушными исполнителями воли Запада. Открывают свои границы для проникновения западных корпораций и западных товаров. Тем самым убивая собственную экономику, превращая страну в сырьевой придаток. Действуют так, что скажут им из Вашингтона или Брюсселя: позволяют размещать на своей территории военные базы, «как надо» голосуя в ООН и так далее. В общем, становятся обыкновенными марионетками.

Такой тип развития – вестернизация – не ведет к развитию ВСЕГО общества. Он делит общество на две неравные части. Первая – меньшая – это, своего рода, филиал Запада, имплантат в теле традиционного общества. Обслуживающий персонал западных предприятий и фирм, чиновники, которые исполняют чужую волю и которым в награду за это позволяют «доить» народ, часть молодежи и интеллигенции, которым отводится роль «троянского коня» – влиятельного отряда, убеждающего людей в правильности вестернизации (различные НПО и т.п.) – вот кто является наполнением этого имплантата. Остальная же – большая часть общества – Западу не нужна. Эксплуатировать природные богатства и покупать руководство страны можно и без нее. Поэтому эти люди выживают как могут. Нищенствуют, стекаются в города, чтобы найти себе хоть какой-то заработок. Они оторваны от развития. Следует добавить, что вестернизация ведет к глубокому культурному кризису. С одной стороны, население «островков современности» активно копирует западный образ жизни, ценности и нормы американских и европейских стран. Остальное же население пассивно или активно отвергает эти чуждые ему ценности (возведенное в ранг священного культа потребление, пропаганды индивидуализма, «свободной любви» и т.д.), и зачастую ищет спасение в обращении к религии, к традициям предков.

По этому пути развития, за редким исключением (Китай, Иран, Белоруссия, Куба, Венесуэла и некоторые другие), движется большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки. В том числе и Тунис с Египтом. И хотя до последнего времени они считались относительно благополучными (вернее, такой имидж создавался для них западной пропагандой – для того, чтобы показать другим, менее сговорчивым, что дружба с Западом ведет к процветанию), в них существовали те же самые проблемы, которые характерны для всех других стран периферийного капитализма. Наряду с тонкой прослойкой действительно процветающих жителей (члены правящих кланов и их окружение, владельцы связанных с Западом компаний) здесь существует огромная масса тех самых оторванных от развития людей. И это не только разорившиеся крестьяне-феллахи, которые в поисках лучшей доли перебираются в крупные города, где пополняют ряды обитателей трущоб и становятся мелкими торговцами или бродягами, но жители, получившие вполне сносное образование. В условиях «открытой экономики», когда руководство страны куда большее внимание уделяет поддержке не отечественного, а западного производителя, и сильно зависит от диктата ВТО, МВФ и т.д., миллионы таких людей становятся «ненужным балластом», брошенным на произвол судьбы. Вот эти, «лишние», люди и стали движущей силой тунисской и египетской революций. Осознанно, или неосознанно, ими двигал протест именно против устройства общества по законам «периферийного капитализма». Сопровождающие выступления погромы и мародерства, кстати, также являются плодами развития по законам периферии. Они вызваны, с одной стороны, неизбежной деградацией культурных норм и системы образования, наступающей при расколе общества на трущобы и дворцы, с другой – ненавистью к обеспеченному слою, бесстыдно кичащемуся своей элитарностью на фоне нищеты и бесправия подавляющего большинства населения.

Можно говорить, что события в арабских странах, в отличие от «цветных революций», носят антизападный характер. Недаром крупнейшая оппозиционная сила Египта – «Братья-мусульмане» - на днях выступила с резкой критикой иностранного вмешательства в дела страны. А вмешательство это действительно происходит. Напуганный перспективой потери важного союзника, Запад, не задумываясь, «сдал» своего верного слугу Мубарака, сделав ставку на поддержку вице-президента Омара Сулеймана. Путем организации верхушечного переворота Запад пытается «накинуть узду» на народное недовольство и постепенно свести его на нет. Удастся ли это, пока сказать сложно. Но что предпосылки нестабильности останутся, пока останется нетронутым существующий строй, не вызывает сомнений.

В этом отношении события в арабском мире имеют прямые аналогии с нашей страной. В Кыргызстане последствия падения в «объятия» «периферийного капитализма» не менее драматичны. И у нас по соседству с трехэтажными дворцами наворовавшей миллионы элиты ютятся мазанки бедноты, неподалеку от сверкающих неоном ресторанов роются в помойках бездомные люди и беспризорные дети, а громадные хищения, если и становятся достоянием гласности, без тени стеснения квалифицируются как «нецелесообразное расходование средств». Но, в отличие от Туниса и Египта, «антисистемных» (то есть выступающих против существующего строя) в Кыргызстане нет, а потому недовольство либо превращается в анархическое выступление «всех против всех», либо перехватывается теми или иными кланами элиты. Однако сохраняющаяся деградация инфраструктуры и социальных отношений, бедность и беспросветность делают неизбежными все новые и новые взрывы. Пока к власти в нашей стране не придут силы, не связанные тысячью нитей зависимости с Западом, предпосылки нестабильности сохранятся нетронутыми, а, следовательно, будет и озлобленность людей, и выплески этой озлобленности на улицы.

События в арабском мире вселяют, с одной стороны, тревогу, с другой – надежду. Тревогу, потому что насилие, анархия могут привести к неисчислимым жертвам и быть использованы совсем не в интересах возмущенных миллионов. А надежду, потому что жители «третьих» стран ярко продемонстрировали свое нежелание быть «третьими», бессловесным материалом для обогащения кучки «первых». А это значит, что у мира еще есть шанс двинуться по иному, не навязанному Западом пути.
http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=3533:uroki-arabskogo&Itemid=77
Tags: Статьи
Subscribe

  • Избирательный бюллетень - тоже оружие

    Пылкий порыв миллионов трудящихся, не желающих уничтожения в жерновах капитала, — и бешенство элит, готовых на всё ради сохранения власти.…

  • Значение референдума и выборов в Киргизии

    Комментарий ИА "Фарс" Прошедшие в Кыргызстане референдум по Конституции и местные выборы стали важным этапом новой политической реальности, начало…

  • Безнадёга

    Почти двукратное увеличение уровня бедности, паралич социальной системы, а главное, отсутствие перспектив выхода из кризиса — такова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments