Сергей Кожемякин (kojemyakin) wrote,
Сергей Кожемякин
kojemyakin

РОСТКИ, КОТОРЫЕ МЫ ГУБИМ

РОСТКИ, КОТОРЫЕ МЫ ГУБИМ
Почему система дошкольного воспитания в стране оказалась в глубоком кризисе?

Становление человека, развитие его личности происходит в первые годы жизни. Если упустить этот период – проблем не оберешься. В том числе в масштабах целого общества. Однако система дошкольного воспитания в Кыргызстане оказалась в глубоком кризисе. Большинство детей не посещают детские сады, оказываются неподготовленным к школе. Многие же из детсадовских зданий проданы и давно уже служат иным целям. Так уж получилось, что в нашей стране дети и их развитие – цель далеко не самая важная…

НА ЧТО НЕЛЬЗЯ МАХАТЬ РУКОЙ

О проблемах образования сказано много. Не оставалась в стороне и наша газета. Оно и понятно: ситуация в среднем и высшем образовании просто аховая. Идет самая настоящая деградация умственного уровня подрастающего поколения. И главной виной тому – безразличие к судьбе Кыргызстана и его жителей со стороны руководства страны. Для него есть дела поважнее, чем безграмотные дети, коррупция в системе образования, недостаток кадров, нищенские зарплаты учителей и так далее.
Если кто-то считает, что на фоне энергетического кризиса и прочих сегодняшних наших бед проблемы образования могут подождать, он глубоко ошибается. Если продолжать их игнорировать, в будущем эти проблемы так аукнутся, что веерные отключения покажутся цветочками. Потому что именно здесь – в этой самой сфере закладывается будущее государства. Позволим доломать образование – пожнем катастрофу. Забывать об этом нельзя.
Но сегодня хочется поговорить не о школах и не о вузах. Затронем тему дошкольного образования. Если точнее – критическое состояние этой системы. На первый взгляд, вопрос не столь принципиальный. Дошкольное образование не является обязательным. Дело родителей – отдавать ребенка в детсад, или нет. Вот школа – другое дело… Однако, если разобраться, развал системы дошкольного воспитания в независимом Кыргызстане оказался далеко не просто легкой помехой. Это самая настоящая беда. Особенно в тех условиях, в которых оказалась наша страна.
Возраст до семи лет, без преувеличения, самый важный для дальнейшего становления человека. Именно в этот период в ребенке закладываются основы интеллекта, отношения к окружающему миру. Если пустить этот процесс на самотек, махнуть рукой, - все, судьба поломана. Дальше ошибки исправить будет очень сложно. Так вот, в становлении человека дошкольное воспитание имеет серьезное значение. Это куда важнее, чем формальное предназначение детских садов – освободить родителей от круглосуточного сидения с ребенком, позволить им работать. Именно в дошкольных учреждениях у детей развивается речь и мышление, формируются первые навыки учебной деятельности – умение слушать и понимать, работать в коллективе. Как отмечают в ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), «первые годы жизни являются решающими в физическом, умственном и социальном развитии. За этот короткий период времени ребенок учится думать, говорить и развивать свой потенциал. Это время, когда формируются основные ценности и модель социального поведения». В общем, всей своей природой дошкольное воспитание предназначено для подготовки маленького человека к большой жизни – учебе в школе и вузе, жизни в непростом мире.
Некоторые родители полагают, что те же самые задачи лучше решаются в семье. Вопрос, на наш взгляд, спорный. Но открывать дискуссию не будем. Предположим, что в отдельных случаях так и бывает. При условии, конечно, что родители или бабушки-дедушки имеют время и, главное, навыки для занятий с ребенком. Но это скорее исключение. Тем более в реалиях Кыргызстана. А реалии эти таковы, что родители вынуждены крутиться и вертеться с утра до ночи, порой на нескольких работах, чтобы обеспечить семье хотя бы минимальный достаток. Бабушки и дедушки есть не у всех. А если есть, то либо сами подрабатывают (жизнь на пенсию сегодня сродни шоу «Остаться в живых»), либо (и это встречается, к сожалению, нередко) не имеют ни достаточных умений, ни желания, чтобы обеспечить внуку/внучке развитие, соответствующее возрасту малолетних чад. Это, кстати, касается и родителей, если даже у них остается время, которое можно уделить ребенку. Кризис культуры затронул все слои общества, и частенько сериал или болтовня по телефону для человека важнее, чем, допустим, чтение книжки ребенку.

ДЕНЬГИ ВАЖНЕЕ ДЕТЕЙ?

Давно доказано, что в большинстве случаев дети, окончившие детсады, показывают куда большие знания и в общем мыслительные способности, чем их одногодки, не прошедшие данный этап образования. Если сравнить эти слова с тем, какая ситуация сложилась с дошкольным воспитанием в Кыргызстане, становится по-настоящему тревожно за наших детей. Да и за страну в целом. В отличие от тех же вузов, которые после 1991 года стали появляться как грибы после дождя, детские сады постигла обратная участь. Их число катастрофически уменьшилось. Равно как и количество посещающих их детей. Если накануне развала Союза в республике действовало 1700 детских учебных заведений, то сейчас их численность не дотягивает и до 500. Падение более чем втрое… В Бишкеке, к примеру, в 1990 году было две сотни детсадов. Сейчас – 76. А на сколько увеличилось население столицы, позвольте спросить? Вдвое, если не больше. Еще тоскливее положение в сельской местности. Многие из дошкольных учреждений существовали здесь при колхозах и совхозах. А с развалом последних благополучно почили…
Соответственно уменьшению числа самих детских садов сократилось и число их питомцев – вчетверо, до 50 тысяч детей на всю страну. Согласно официальной статистике, сегодня лишь 12 процентов детей дошкольного возраста посещают детсады и ясли. Независимые оценки более мрачны. Здесь этот процент болтается между 6-ю и 7-ю. Подобная оценка (6,2 процента) содержится, к примеру, на сайте представительства ЮНИСЕФ. Но и это лишь средний показатель. В селах число воспитанников дошкольных учреждений и того меньше – порядка 3-4 процентов. Да и те в основной своей массе созданы благодаря донорской помощи различных международных организаций.
И если в сельской местности столь ничтожную долю детсадовцев еще можно как-то объяснить патриархальным менталитетом жителей (здесь и в советское время многие родители предпочитали воспитание у бабушек и дедушек яслям и детским садам), то в городах кризис дошкольного образования целиком и полностью лежит на совести чиновников. С самых первых дней либеральных реформ множество зданий детских садов сменило свой профиль. Хозяевами жизни стали не простые труженики, а бизнесмены и чинуши. Вот и приглянулись им здания – добротные, с обширной прилегающей территорией. Теперь на месте, где играли и учились дети – офисы, конторы, банки… Вот она – наглядная смена ценностей! Деньги нынче важнее детей.
В результате, к примеру, в Бишкеке того количества детских садов, которые все-таки пережили период тотального захвата и продолжают работать, совершенно не хватает. В детские сады детей записывают заранее, порой сразу после рождения. Группы – настоящие муравейники в 50 и более человек. Обеспечить нормальное воспитание и присмотр за ребенком в таких условиях проблематично.
Дело, между тем, не только в количестве, но и в качестве. Если в нашем обществе почти не ценится труд учителей и врачей, то о работниках детских садов и говорить не приходится. Работа с детьми – вещь тонкая, ювелирная. Не каждому она под силу. Нужна специальная подготовка, навыки. Однако работников с соответствующим образованием становится все меньше. Как правило, это старые, советские еще кадры, отдающие последние силы своему делу. Молодежь работать в детские сады почти не идет. И зарплата мизерная, и перспективы никакой. Большинство дошкольных учреждений считаются бюджетными, но денег на их содержание государство выделяет явно недостаточно. Приходится выкручиваться самим. А это – дополнительный удар по родительским кошелькам. Дожились! Даже детские сады становятся для многих непозволительной роскошью. Ежемесячная оплата в среднем столичном детском саду (не частном, а самом что ни на есть обычном!) давно уже достигла уровня в 1000 сомов. Отрицательно сказывается и недостаток литературы для детей младшего возраста, методических пособий для подготовки их к школе.

ПЛОДЫ, КОТОРЫЕ МЫ ПОЖИНАЕМ

Игнорирование проблем дошкольного образования чревато серьезными последствиями. Плохими последствиями. И они уже начинают показывать себя в полной мере. В первую очередь, это резкое падение уровня знаний среди учащихся школ. Большинство детей, поступающих в школу, оказываются неподготовленными к процессу обучения. Это признают даже в Министерстве образования. Так, по данным республиканской проверки, проводившейся в прошлом году, две трети учащихся четвертых классов имеют уровень ниже базового по чтению и пониманию. То есть не понимают и не могут объяснить прочитанного. Как вы думаете, сможет ли этот ребенок овладеть нормальными знаниями впоследствии? А по результатам международного исследования уровня знаний 15-летних учащихся Кыргызстан занял 57-е место из 57 участвующих стран. Комментарии излишни… В общем, как констатируют чиновники от образования, за последние годы уровень знаний в младших классах упал в 2 раза, а в старших – втрое.
Вслед за школой отрицательные результаты безобразного отношения государства к маленьким кыргызстанцам сказываются на уровне знаний студентов. А ведь в вузах, по идее, готовят специалистов. Будущих врачей, экономистов, механиков… Каким будет будущее страны, если эти люди станут дилетантами в своем деле? Лучше и не представлять! Нервы жалко.
Разумеется, перекладывать ответственность на отдельных чиновников неверно. Дело не в них – отдельных винтиках, а во всем нашем государственном механизме. В цивилизационном выборе, который совершил Кыргызстан. Этот выбор привел к тому, что тысячи детей вынуждены вместо учебы работать, чтобы помочь семье выжить. К тому, что зачастую у родителей не хватает денег собрать ребенка в школу – купить одежду, обувь, школьные принадлежности. К тому, что взрослые, занятые зарабатыванием денег, очерствевшие «благодаря» нашей поганой действительности, проводят с детьми все меньше времени, не читают им книжек, не играют с ними. Что же вы хотите от детишек? Виноваты мы – взрослые, позабывшие, что это – наше будущее. Мы, не выступающие против монстра, лишающего нас этого самого будущего.
Последние два десятка лет наше общество очень любит копировать чужой опыт. Только ответственные за этот выбор (то есть наши правители) отчего-то выбирают самый что ни на есть дурной, вредный опыт. Но ведь есть и другой, хороший. В том числе и в области дошкольного воспитания. Это Беларусь. Здесь сохранили доброе советское наследие, обогатив его современными методиками и разработками. Население республики всего вдвое больше, чем в Кыргызстане. Зато число дошкольных учреждений превышает 4100, то есть больше, чем у нас, в 8 с лишним раз. Воспитывается в них 362 тысячи детей – почти 80 процентов от всех проживающих в стране дошколят. 97 процентов детских садов находятся в государственной собственности. Плата родителей за пребывание детей в государственных дошкольных учреждениях составляет всего лишь порядка 12 процентов от общих затрат на содержание ребенка (7-8 долларов, при том, что зарплаты в Беларуси намного выше наших). Остальные средства дотируются из национального бюджета. Практически 96 процентов педагогов, занятых в сфере дошкольного воспитания и образования, имеют высшее и среднее специальное образование. С учетом потребностей семьи и ребенка в республике созданы детские сады различной направленности (в т.ч. с углубленным эстетическим и физическим развитием). Не так давно появилась и совершенно новая модель дошкольного учреждения – открытый детский сад, где родители являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса в качестве ассистентов воспитателей, руководителей кружков, студий. Для детей со слабым здоровьем открыты учреждения санаторного типа или специальные санаторные группы в обычных детских садах.
Без лишнего пафоса можно констатировать, что ребенку в Беларуси обеспечивается возможность стать развитым членом общества. В отличие от Кыргызстана, где становление человека пущено на самотек. И ни о каком развитии, ни о каком выходе из кризиса говорить просто глупо, если не будет разрешена эта важнейшая задача, если не перестанут уничтожать ростки нашего будушего.
Tags: Статьи
Subscribe

  • Избирательный бюллетень - тоже оружие

    Пылкий порыв миллионов трудящихся, не желающих уничтожения в жерновах капитала, — и бешенство элит, готовых на всё ради сохранения власти.…

  • «Демократия» за колючей проволокой

    Очередные выборы в Израиле вряд ли завершат затянувшийся кризис. Перетягивание политического каната бьёт по интересам беднеющего населения и…

  • Хищник остаётся хищником

    Звучащие порой утверждения, что пандемия вынудит крупный капитал пойти на уступки трудящимся, являются наивной и вредной сказкой. Наоборот, для…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment